Бе́нгель
Бе́нгель (Bengel) Иоганн-Альбрехт (1687–1752), немецкий лютеранский богослов, один из основоположников библейской *текстуальной критики и *палеографии нового времени. Родилсяв Виннендене, окончил Тюбингенский университет. Был близок к кругам немецких пиетистов, стремившихся возродить духовную жизнь лютеранства. Знакомясь с методами изучения Библии, Бенгель не считался с конфессиональными границами. Самостоятельные библейские сочинения Бенгеля вышли в годы его педагогической деятельности. С 1741 Бенгель занимал высокие церковные и гражданские должности и приобрел популярность своими беседами о Библии с народом.
Как протестант Бенгель исходил из мысли, что святость Писания вытекает из него самого. Хотя его критические труды и вызывали недоверие у многих протестантов и католиков, он искренне был убежден, что в Библии людям дано Слово Божие. «Ничего не вноси в Писание, – говорил он, – но все черпай из него и ничего не упускай из того, что в нем заключается». Ради этого принципа Бенгель настаивал на строгом соблюдении одного из правил *герменевтики – исследуя текст, не ограничиваться отрывками и цитатами, а брать его в целостном контексте.
Тщательно изучив множество изданий и рукописей Библии, Бенгель пришел к выводу, что общепринятый текст (*Текстус рецептус) необходимо выверить, учитывая разночтения и варианты. Он положил начало этой работе, издав Новый Завет с критическим аппаратом (Tüb., 1734), который надолго стал классическим образцом текстуальной критики. В нем он разделил рукописи на *семейства (в частности, азиатское и африканское) и обосновал различение манускриптов по их качеству. Кроме того, Бенгель первым высказал мысль, что текстуальные разночтения не затрагивают вероучительного содержания Библии. В 1742 Бенгель издал в Тюбингене «Указатель к Новому Завету» («Gnomon Novi Testamenti»), где изложил свои экзегетические взгляды. Его метод объяснения Священного Писания через само Писание проложил путь *богословию библейскому как самостоятельной дисциплине.
Известное влияние имели попытки Бенгеля оперировать библейскими цифрами и даже предсказать конец мира на основе Откровения. Однако эти домыслы относятся к тому, что *Гарнак справедливо назвал «библейской алхимией» (см. статью *Юнг-Штиллинг).
• ПБЭ, т.2, с.377–378; Мalzer G., Bengel und Zinzendorf, Witten, 1968; I d., Iohann Albrecht Bengel. Leben und Werk, Stuttg., 1970; *Nestle E., Bengel als Gelehrter, Tüb., 1893; RGG, Bd.1, S.1037–1038.