прот. Александр Мень

Источник

Бердя́ев

Бердя́ев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный мыслитель.

Происходил из старинной аристократической семьи, воспитывался в Кадетском корпусе. Во время учебы в Киевском университете испытал влияние кантианства и марксизма, участвовал в революционном движении. Был сослан в Вологду (1901), где и написал свою первую работу. После ссылки некоторое время изучал философию в Германии. Духовные поиски привели Бердяева к христианству. Его философскому обоснованию Бердяев и посвятил все свое творчество. Богословом в строгом смысле слова Бердяев себя не считал и оставался верен призванию свободного христианского мыслителя. Принадлежа к Православной Церкви, он тем не менее всегда был противником узкого конфессионализма. Расцвет литературной деятельности Бердяева начался после поездки в Париж (1907), где он познакомился с новейшими мистическими и философскими течениями Запада (особенно Франции). В России на Бердяева оказал влияние *Мережковский, проповедник «нового религиозного сознания». Из мыслителей прошлого Бердяев особенно многим был обязан *Бёме и *Шеллингу. Это сказалось уже в первых его работах (в частности, опубликованных московским религиозным издательством «Путь»). В начале 1910-х гг. был активным участником Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, а в 1918 создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 был выслан из России; жил сначала в Берлине, а затем в Париже. Там Бердяев возглавил Религиозно.-философскую академию и редактировал журнал «Путь» (1925–1939). Из русских мыслителей 20 в. Бердяев был одним из самых влиятельных на Западе.

Филос. воззрения Бердяева близки к экзистенциализму. Его главные темы: личность и история, Бог и свобода. В трактовке свободы Бердяев стоял на дуалистической позиции, объясняя происхождение зла «нетварной свободой», «волей к ничто», неподвластной Божеству. Этот теологумен определил и его взгляд на грехопадение. Бердяев считал его совершившимся в мире, который коренным образом отличался от настоящего. Нынешнее бытие есть темница духа, порабощенного мертвенной «объективацией». Вся история есть путь к эсхатологическому освобождению духа от этого рабства. Высшее предназначение человека, согласно Бердяеву, есть творчество, через которое он соучаствует в деле Христа и во вселенских замыслах Триединого Бога.

Библия в системе Бердяева. Прямое отношение к библейской проблематике в наследии Бердяева имеют две темы: вопрос о смысле истории и о природе Откровения. Опередив концепции *Вебера, К.Досона и *Тойнби, Бердяев показал, что Библия, в отличие от других учений, содержит идею истории как становления, процесса, устремленного к эсхатологическому свершению (см. статью *Историзм Священного Писания). «История, – писал Бердяев, – поистине есть драма, имеющая свои акты от первого до последнего, имеющая свое начало, свое внутреннее развитие, свой конец, свой катарсис, свое свершение. Это понимание истории как трагедии было чуждо эллинскому сознанию; сознание исторического свершения нужно искать не в эллинском мире, а в сознании и духе древнего Израиля. Идея исторического внесена в мировую историю евреями, и я думаю, что основная миссия еврейского народа была: внести в историю человеческого духа это сознание исторического свершения, в отличие от того круговорота, которым процесс этот представлялся сознанию эллинскому. Для сознания древнееврейского процесс этот всегда мыслился в связи с мессианством, в связи с мессианской идеей» («Смысл истории»).

Бердяев подчеркивал историческую ограниченность не только средневековой христианской мысли, но и той среды, к которой первоначально было обращено Откровение, Слово Божие. Он считал, что непросветленные, социоморфные стихии нередко затемняли подлинный дух Писания. Поэтому исторические «неудачи» христиан Бердяев считал промыслительными и оздоровляющими. Они учили уважать самое драгоценное в творении – человеческую личность и ее свободу. На фоне недостоинства христиан еще яснее становится достоинство христианства. Библейское Откровение есть богочеловеческое – этим обусловлена его двойственность. В Писании следует учиться отличать земное от небесного. «Человеческое сознание, – говорит Бердяев, – очень зависит от социальной среды, и ничто так не искажало и не затемняло чистоту христианского Откровения, как социальные влияния, как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и даже на самые догматы. И Священное Писание есть уже преломление Откровения Бога в ограниченной человеческой среде и ограниченном человеческом языке. Обоготворение буквы Писания есть форма идолопоклонства. Поэтому научная библейская критика имеет освобождающее и очищающее значение» («Самопознание», Париж, 1989).

Этой проблеме Бердяев посвятил спец. работу «Истина и Откровение», которая вышла посмертно на французском языке («Vérité et Révélation», Neuchâtel-P., 1954). В ней Бердяев еще раз возвращается к своим основным идеям о свободном творческом духе и его «объективации», т.е. воплощении в ограниченных, рациональных, очерствелых формах. С помощью этой мысли Бердяев толкует и Откровение как сверхрациональную тайну, определяемую только апофатически. Но на вербальном уровне оно неизбежно приобретает антропоморфные, социоморфные и космоморфные формы. Подлинное постижение его требует учета этих «объективированных» форм, чтобы проникнуть в сферу тайны, недоступную ограниченному разуму и земным измерениям. (См. статью *Демифологизация.)

Философия свободы, М., 1911; Смысл творчества: Опыт оправдания человека, М., 1916; Наука о религии и христианская апологетика, «Путь», 1927, № 6; О назначении человека, Париж, 1931; Собр. соч., т.1–4, Париж, 1985–19903.

Cвящ.Антонов Н.Р., Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание: Литературные характеристики, СПб.,1912, т.1; Гальцева Р., Бердяев, РП, 1800–1917, ч.1, М.,1989, с.246–249; прот. Зеньковский В.В., История русской философии, Париж, 1950, т. 2; Кувакин В.А., Критика экзистенциализма Бердяева, М.,1976; Лосский Н.О., История русской философии, пер. с англ., М.,1954; Полторацкий Н., Н.А.Бердяев. Жизненный и философский путь, в кн.: Русская религиозно-философская мысль ХХ в., Питтсбург, 1975; Федотов Г.П., Н.А.Бердяев – мыслитель, «Новый журнал», 1948, № 19; прот. Флоровский Г.В., Пути русского богословия, Париж, 1937; ФЭС, с.54; см. также составленную Т.Ф.Клепининой библиографию Н.А.Бердяева (Bibliographie des Œuvres de Nicolas Berdiaev, Р., 1978).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle