прот. Александр Мень

Источник

Боссюэ́

Боссюэ́ (Bossuet) Жак Бенинь, епископ (1627–1704), французский католический писатель, богослов. Родился в Дижоне, где окончил коллеж, завершил богословское образование в Париже. Рукоположен в 1652. Сначала служил в Меце, а затем переехал в Париж. Хиротонисан во епископа г. Мо (1681). Своими блестящими, проникновенными проповедями Боссюэ приобрел широкую популярность. Он оказал большое влияние на церковную жизнь Франции и на развитие ее литературы. Людовик XIV призвал его ко двору в качестве воспитателя наследника престола.

Боссюэ был убежденным миротворцем: полемизируя с гугенотами и янсенистами, он выступал против насильственных действий; сочувствуя «галликанству», сохранял верность Риму.

В своих трудах Боссюэ опирался на святоотеческие писания (в частности, на свт. *Иоанна Златоуста). Один из современников даже называл его «последним из отцов Церкви». Боссюэ написал ряд библейских толкований в виде гомилий: на Откр. (1689), на Пс. и Песн. (1690), на Притч., Еккл., Прем. и Сир. (1693) и на пророчества Исайи о Христе (1704). Как отмечал *Вигуру, комментарии Боссюэ «кратки, ясны, основательны и достойны этого великого человека». Однако самостоятельного вклада в экзегетику Боссюэ не внес. Мало того, первые опыты *историко-литературной критики Библии, предпринятые ораторианцем Р.*Симоном, вызвали со стороны Боссюэ решительное противодействие.

Наибольшее значение имели его историософские взгляды. В книгах «Рассуждение о всемирной истории» («Discours sur l’histoire universelle», P., 1681; рус.пер.: «Всеобщая история», М., 1774) и «Политика, извлеченная из Писания» («Politique, tirée de lÎcriture Sainte», P., 1709) Боссюэ выразил идеи, близкие к учению библейских пророков. Он рассматривал исторические события с точки зрения промыслительных деяний Божьих. «То, что мы в нашем неведении, – писал Боссюэ, – считаем случаем, вытекает из верховного плана, в котором определены и причины и последствия». Боссюэ обозревает прошлое, начиная с миротворения, и прослеживает путь, которым Промысел Божий вел человечество к Иисусу Христу и Его Церкви. Церковь как орудие Божие – носительница неизменных основ; она «вмещает в себя весь авторитет прошедших веков и древнейшие предания человеческого рода от самого его начала». Из этого явствует, что идея развития догматов, выдвинутая позднее *Ньюманом, была Боссюэ чужда.

Œuvres complètes: vol.1–31, P., 1862–1866; в рус. пер.: Надгробные слова Боссюэта, еп. Мосского, СПб., 1822; Размышления на Евангелие, Пг., 1916 (пер. с неопубликованного автографа, привезенного в Россию во время Французской революции).

Денисюк Н., Жак Бенин Б., «Отдых христианина», 1916, № 5/6, 7/8 (наиболее полная работа на рус. яз.); Лансон Г., Б. и Бурдалу, в его кн.: История французской литературы, пер. с франц., М., 1896, т.1, гл.6; Лебедев М., Боссюэт, еп.Моский, и значение его для Католической Церкви во Франции, ТКДА, 1868, №1,4; *Лопухин А.П., Промысл Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений блж. Августина и Боссюэта, СПб., 18982; НЭС, т.7; Панов И., Боссюэт и его проповеди, СПб., 1888; ПБЭ, т.2, с.997–1004; Lansоn G., Bossuet, P., 1891; Le Brun J., La Spiritualité de Bossuet, P., 1972.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle