прот. Александр Мень

Источник

Бонхёффер

Бонхёффер (Bonhoeffer) Дитрих (1906–45), нем. лютеранский богослов.

Родился в Бреслау в семье профессора психиатрии. Несмотря на религиозный индифферентизм семьи, рано решил стать пастором. Изучал богословие в университетах Тюбингена и Берлина. Испытал влияние идей *Барта. Получив ученую степень, преподавал в Нью-Йоркской Духовной семинарии (1930–1931), после чего был пастором в учебных заведениях Берлина и Лондона. Занимался экуменической деятельностью. Когда к власти пришел Гитлер, Бонхёффер, человек глубокой веры, сильной воли, проникнутый живым нравственным чувством, не смог оставаться в бездействии и присоединился к антинацистской «Исповеднической церкви» (в которую входили *Борнкамм, *Рад и др. богословы). Он создавал христианские группы, которые практиковали новые формы духовного общения, выступал с проповедями и докладами. Вскоре власти лишили его ученых степеней, запретили проповедовать, печататься и, наконец, выслали из Берлина. Несмотря на приглашение американских друзей, Бонхёффер остался в Германии, принял активное участие в антинацистском подполье. В 1943 был арестован вместе с членами заговора Канариса и за месяц до конца войны повешен.

В 1933 в Мюнхене вышла его книга «Творение и грехопадение» («Schöpfung und Fall»), впоследствии переизданная и переведенная на англ. яз. («Creation and Fall», L., 1959), в которой Бонхёффер раскрывал смысловую структуру первых трех глав Книги Бытия. Это была единственная его работа по Священному Писанию, изданная при жизни, если не считать проповедей на Евангелие от Матфея, вошедших в книгу «Следование за Христом» («Nachfolge», Münch., 1937).

Одним из важнейших произведений протестантской мысли 20 в. стали посмертно опубликованные письма Бонхёффера из тюрьмы. В них отразился опыт богослова, оказавшегося среди людей, многие из которых не разделяли его веры. Сближение с ними привело Бонхёффера к выводу, что христиане утратили язык, понятный современному миру. По убеждению Бонхёффера, *Бультман, предложивший в 1941 *демифологизацию Нового Завета, «пошел недостаточно далеко», ибо вся традиционная церковность (в данном случае протестантская), или, по выражению Бонхёффера, «религиозность», перестала удовлетворять «повзрослевший» мир, готовый обойтись без религии. Бонхёффер поставил вопрос: как в таких условиях возвещать о Христе? Ответ, как ему казалось, он нашел в Библии, которая открывает Бога в конкретной жизненной реальности. Бонхёффер считал, что жизненная реальность далека от метафизики и не ограничивается личной религиозностью. «Нужно найти Бога в сердце нашей жизни, – писал Бонхёффер, – в жизни, а не только в смерти, в силе и радости, а не только в страданиях, в наших делах, а не только в грехе». *Нарративные части Ветхого Завета, которые изображают человека во всей противоречивости его взлетов, падений и страстей, указывают на посюстороннюю жизнь как арену Божьих деяний. Бог не действует в какой-то автономной сфере; поэтому нельзя ограничить христианскую *сотериологию рамками «религии». Подтверждение этому тезису Бонхёффер искал у апостола Павла. «Я думаю, – писал он, – что вопрос Павла, является ли обрезание необходимым для оправдания, стал сегодня вопросом о необходимости религии для спасения. Свобода от обрезания и есть свобода от религии». В письмах Бонхёффер наметил лишь контуры этого «безрелигиозного христианства», не успев развить своих мыслей до конца. Во всяком случае, он искренне верил, что свидетельство о Христе должно проявляться в следовании по Его крестному пути, во включении христианских идеалов в самую гущу «мирской» деятельности. При этом, говорил Бонхёффер, «мы всегда должны жить в близости к Богу, потому что в этом новизна жизни; тогда не будет ничего невозможного, ибо с Богом все возможно; никакая земная сила не может коснуться нас без Его воли, и опасность лишь приближает нас к Нему. Мы не можем просить ничего для себя, но мы можем молиться за всех. Наша радость скрыта в страдании, наша жизнь – в смерти. Но всегда нас поддерживает чудесное братство. Все это благословил Бог во Иисусе, и это твердая основа, на которой мы стоим».

Идеи Бонхёффера оказали большое влияние на многих богословов, преимущественно протестантских (*Тиллих, *Эбелинг, Джон *Робинсон и др.). Однако было отмечено, что он скорее поставил вопросы о реинтерпретации Библии и христианства, чем разрешил их. Его мысль о «безрелигиозном христианстве», вопреки его намерению, была чревата отказом от важнейших догматов, учений и Символов Церкви, растворением христианского самосознания в общем потоке жизни и мысли. Бонхёффер прошел мимо сложной диалектики «мирского» и «священного», которая свойственна Писанию. Спорной является и его концепция о «повзрослевшем» мире. По иронии судьбы она была предложена им в годы господства тирании, нравственного одичания, политического идолопоклонства и безумия.

Gesammelte Schriften, Bd.1–4, Münch., 1958–61; Auf dem Wege zur Freiheit, B., 19606 (англ. пер.: The Way to Freedom, N.Y., 1966); в рус. пер.: Сопротивление и покорность. Письма из тюремной камеры, ВФ, 1989, № 10/11.

Барабанов Е.В., О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера, ВФ, 1989, №10/11; Добреньков В.И., Современный протестантский теологический модернизм в США, М., 1980; Лёв Ж., Дитрих Бонхёффер. Молиться среди людей, в его книге: Великие учители молитвы, Брюссель, 1986; Лилиенфельд Ф. фон, Образцы евангелического благочестия в ХХ в., БТ, сб. 10, 1973; *Brown R., After Bultmann, What?, CTQ, 1969, № 26; Godsey J.D., The Theology of Dietrich Bonhoeffer, Phil., 1960; Marlé R., Dietrich Bonhoeffer, P., 1967; ODCC, p.186; *Perrin N., What is Redaction Criticism? Phil., 1982; RGG, Bd.7, S.29.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle