прот. Александр Мень

Источник

Булга́ков

Булга́ков Сергей Николаевич, протоиерей (1871–1944), русский православный богослов.

Родился в Орловской губернии в семье священника. В юности пережил духовный кризис и утрату веры, в связи с чем покинул Орловскую Духовную семинарию (1888). Окончил юридический факультет Московского университета и посвятил себя политэкономии. После поездки в Германию в жизни Булгакова происходит новый перелом – духовный возврат «к вере отцов». Свой путь к церковному христианству он описал в «Автобиографических заметках» (Париж, 1946) и сборнике статей «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903). Булгаков преподавал в Московском коммерческом институте, одновременно работая над сочинениями религиозно-философского характера. В 1918 рукоположен в сан священника. В начале 1923 выслан за границу. До 1925 Булгаков жил в Праге, а затем поселился в Париже, где стал профессором Православного богословского института. Приобрел широкую известность как вдохновенный пастырь, утонченный богослов и экуменический деятель. Наследие его весьма значительно и включает в основном работы по догматическим вопросам.

Библия в трудах Булгакова. К библейской тематике относятся статьи о первохристианстве и апокалиптике, вошедшие в книгу «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (т. 1–2, М., 1911). В этих статьях Булгаков показал себя глубоким знатоком раннехристианской литературы, раскрыл духовную актуальность веры и жизни первого поколения Церкви. Булгаков выступал против ложных интерпретаций происхождения христианства (социально-экономических и мифологических), указал на значение апокалиптики для ранней Церкви и для ее жизни в новое время. Касаясь вопроса об авторстве священных книг, Булгаков высказал мысль, что их церковное значение обусловлено не авторством, а содержанием и каноничностью. *Боговдохновенность книг, по его словам, не может зависеть от их датировки, установленной наукой. В статьях «Профессорская религия» («Русская мысль», 1910, № 12), «Религиозная мысль на Западе» «Hat Jesus gelebt?» (там же, 1911, № 6) и в сборнике «Тихие думы» (М., 1918) Булгаков подверг критике либеральное богословие и мифологическую теорию, а в «Очерках по истории экономических учений» (вып.1, М., 1913) дал обзор хозяйственно-этических взглядов *пророков и апокалиптиков.

Две трилогии Булгакова: первая – «Купина Неопалимая» (Париж, 1927), «Друг Жениха» (Париж, 1927), «Лествица Иаковля» ([Таллин], 1929) и вторая – о Богочеловечестве: «Агнец Божий» (Париж, 1933), «Утешитель» ([Таллин], 1936), «Невеста Агнца» (Париж, 1944 – относятся к области догматического богословия, но в них есть обширные библейские экскурсы. Так, в «Купине Неопалимой» Булгаков анализирует идею Премудрости в Ветхом Завете, а в «Невесте Агнца» – проблему миротворения и эволюции. Первая тема изложена Булгаковым в свете его своеобразного учения о Софии как предвечной «идее» твари, связующей ее с Божеством (это учение вызвало резкую критику многих православных богословов и осуждение Московской Патриархии). Толкуя библейский рассказ о творении и падении, Булгаков подчеркивает, что он относится к высшему духовному плану бытия, к метаистории, и поэтому не может противоречить эволюционной концепции, которая ограничивается видимым миром («Невеста Агнца»). Книга Булгакова «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» (Париж, 1926) направлена против католического учения о примате апостола Петра. Булгаков утверждает, что первенство с Петром по праву делит апостол Иоанн.

Самой обширной работой Булгакова на библейские темы является «Апокалипсис Иоанна» (Париж, 1948). Развивая свои мысли, высказанные еще в 1910-х гг., Булгаков видит в Книге Откровения не просто предсказание о будущем, но книгу «о судьбах Церкви Христовой в мире в пределах истории». Последняя книга Библии, по его словам, содержит то, что «может быть названо христианской философией истории», причем эта историософия «граничит с эсхатологией, в нее переходит». Исагогические проблемы Книги Откровения Булгаков не рассматривает. Ссылаясь на работу *Алло, он пишет, что существует «полная и даже научная возможность спокойно следовать свидетельству Предания» (т.е. приписывать Откровение Иоанну Богослову). Важнейшим аргументом в пользу этого является, по Булгакову, язык священной книги, который «носит явные и резко выраженные черты еврейского стиля». Основное внимание Булгакова сосредоточено на внутреннем смысле книги. Мнение комментаторов, которые сводят пророчество о тысячелетнем царстве к земной истории Церкви, Булгаков считает неудовлетворительным. Он предпочитает буквальное толкование: т.е. видит в тысячелетнем царстве реальное событие, которое совершится на рубеже истории и «жизни будущего века».

Философия хозяйства, М., 1912, ч. 1; Свет Невечерний, Серг. Пос., 1917; Иуда Искариот – апостол-предатель, «Путь», 1931, № 26, 27; О чудесах евангельских, Париж, 1932; Богословие Ев. Иоанна Богослова, «Вестник РХД», 1981–82, № 131, 134–137.

Монахиня Елена [Казимирчак-Полонская], Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944) БТ, сб.27, 1986 ; Зандер Л.А., Бог и мир: Мировоззрение о. Сергия Булгакова, т.1–2, Париж, 1948; его же, Отец Сергий Булгаков в кн.: Б.С.Н. Православие, Париж, 1962; К столетию рождения о. Сергия Булгакова (1871–1971), «Вестник РСХД», 1971, № 101/102; Лосский Н.О., История русской философии, М.,1956, М.,1991; ФЭС; Naoumov K., Bibliographie des œ uvres de Serge Boulgakov, P., 1984.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle