прот. Александр Мень

Источник

Велти́стов

Велти́стов Василий Николаевич, прот. (1854–1920-е?), русский православный церковный писатель. Родился в Костромской губернии в семье причетника. Окончил Московскую Духовную академию (1890), где был оставлен преподавать Священное Писание Ветхого Завета. Защитил магистерскую диссертацию «Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование» (М., 1885. Работа отмечена премией им.митр. Макария). Рукоположен в 1888. С 1896 Велтистов состоял профессором богословия на Высших женских (Бестужевских) курсах, преподавал в Павловском институте, служил в Исаакиевском соборе, состоял членом Училищного совета при Свят. Синоде.

Хотя магистерская работа Велтистова формально относится к области догматического богословия, она касается и библеистики, т. к. рассматривает учение Священного Писания о происхождении греха (гл.2–3) и трудный вопрос библейской демонологии. Отождествляя змея (Быт.3) с дьяволом, автор приводит свидетельства в пользу того, что уже в Моисеево время существовало понятие о сатане (хотя прямых указаний на него в Пятикнижии нет). Велтистов ссылается на Азазеля, чье имя появляется в (Лев.16:8,10,26) (в синодальном переводе «отпущение»), и на *апокрифы. В работе приведены разнообразные мнения отцов Церкви, ученых и философов по рассматриваемому вопросу.

Основной библейский труд Велтистова «Песнь Моисея» (ПТО, ч.27, 1881) является толкованием одного из древнейших произведений священной поэзии Ветхого Завета (Втор.32:1–43). Кроме подробной *экзегезы еврейского текста Песни, исследование содержит аргументацию в пользу ее древности, хотя в 19 в. господствовало мнение, относившее Втор.32 к эпохе пророков. Дискуссия по этому вопросу не завершена. В частности, *Олбрайт считает, что Песнь Моисея была написана не позднее 11 в. до н.э. При этом он ссылается на ее архаический язык. Его оппоненты указывают, что в данном случае возможна стилизация (как в Авв.3). Так или иначе нет серьезных оснований отрицать, что Песнь Моисея в устной форме восходит к Моисею (во Второзаконии сказано, что он «научил» народ петь ее). Поэтому работа Велтистова сохраняет свою актуальность (см. статью *Песнь Моисея).

Притча о браке царского сына (Мф.22:114), «Прибавление к ЦВед», 1889, №42; Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:9–14), «СПб. Духовный вестник», 1895, №3.

ПБЭ, т.3, с.267–271.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle