прот. Александр Мень

Источник

Ге́рдер

Ге́рдер (Herder) Иоганн Готфрид фон (1744–1803), немецкий протестантский литератор и историк. Родился в Восточной Пруссии в бедной семье. Образование получил в Кёнигсбергском университете в то время, когда там преподавал И. Кант. В 1764 Гердер переезжает в Ригу, где становится пастором и педагогом. В этот период начинаются его интенсивные духовные поиски, в которых немалую роль играли идеи Ж.-Ж.Руссо. Как историк, литератор и исследователь Библии, Гердер оказался на рубеже эпох рационалистического просветительства и романтизма. Посещение Франции, знакомство с энциклопедистами вносит в его творчество элементы радикализма.

Идеи Гердера вызвали споры и противоречивые суждения. Ортодоксы и просветители равным образом критиковали его позиции. Это было связано с двойственностью мировоззрения самого Гердера. Если в работе «Древнейший документ человеческого рода» («Die Älteste Urkunde des Menschengeschlechts», Bd.1–2, Riga, 1774–1776) Гердер защищал веру в *боговдохновенность, то в другой, ставшей знаменитой, работе «О духе еврейской поэзии» («Vom Geist der ebräischen Poesie», Bd.1–2, Dessau, 1782–1783) он подходил к Библии только как к памятнику человеческого творчества, как к высокохудожественному выражению библейского «гуманизма».

Гердер призывал не смущаться тем, что в Библии многое кажется мифом. Миф, утверждал он, есть самое естественное и непосредственное выражение народного духа. Он считал «несправедливым требовать от древнейших писателей говорить точно так же, как мы». Епископ *Михаил (Лузин) писал о Гердере: «При всей нерешительности и неопределенности его теоретической системы, при всей кажущейся легкости его исследований, – по своей религиозной задушевности и чистой, невинной фантазии, по теплоте чувства и сочувствия ко всему религиозному и высокому, по глубине проникновения в дух и характер библейского миросозерцания и по огненному красноречию, выливавшемуся прямо от души и поэтому увлекательному, – это был в то время едва ли не лучший апологет Библии».

Гердер проложил дорогу эстетическому пониманию Библии, которое позднее отразилось в творчестве *Шатобриана. В то же время он способствовал изучению Писания в духе *рационализма, как чисто литературного памятника. В тайне богочеловеческой природы Библии Гердер видел преимущественно одну сторону – человеческую.

Хотя для Гердера история – это путь возрастания и воспитания духа, на прошлое Церкви он смотрел довольно мрачно, видя в нем главным образом явления упадка, из состояния которого ее вывела Реформация.

В области исагогической Гердер одним из первых выдвинул гипотезу, что Евангелия произошли из устного предания, восходящего к апостолам. Оставаясь во многих отношениях рационалистом, Гердер толковал евангельские чудеса либо натуралистически, либо символически. Относительно Воскресения он полагал, что Бог не попустил Иисусу Христу действительно умереть на кресте, и поэтому Он смог явиться ученикам как восставший из мертвых. Это странное предположение не удовлетворило ни верующих, ни сомневающихся.

Von Gottes Sohn, der Welt Heiland. Nach Johannes Evangelium. Nebst einen Regel der Zusammenstimmung unserer Evangelien aus ihrer Entstehung und Ordnung, Riga, 1797; в рус. пер.: История еврейской позиции, ч.1, Тифлис, 1875; Идеи к философии истории человечества, М., 1877.

Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, пер. с нем., т.1–2, М.,1888; Гулыга А.В., Гердер, М.,19752; Жирмунский В.М., Жизнь и творчество Гердера, в его кн.: Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; RGG, Bd.3, S.235–39.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle