Ге́рдер
Ге́рдер (Herder) Иоганн Готфрид фон (1744–1803), немецкий протестантский литератор и историк. Родился в Восточной Пруссии в бедной семье. Образование получил в Кёнигсбергском университете в то время, когда там преподавал И. Кант. В 1764 Гердер переезжает в Ригу, где становится пастором и педагогом. В этот период начинаются его интенсивные духовные поиски, в которых немалую роль играли идеи Ж.-Ж.Руссо. Как историк, литератор и исследователь Библии, Гердер оказался на рубеже эпох рационалистического просветительства и романтизма. Посещение Франции, знакомство с энциклопедистами вносит в его творчество элементы радикализма.
Идеи Гердера вызвали споры и противоречивые суждения. Ортодоксы и просветители равным образом критиковали его позиции. Это было связано с двойственностью мировоззрения самого Гердера. Если в работе «Древнейший документ человеческого рода» («Die Älteste Urkunde des Menschengeschlechts», Bd.1–2, Riga, 1774–1776) Гердер защищал веру в *боговдохновенность, то в другой, ставшей знаменитой, работе «О духе еврейской поэзии» («Vom Geist der ebräischen Poesie», Bd.1–2, Dessau, 1782–1783) он подходил к Библии только как к памятнику человеческого творчества, как к высокохудожественному выражению библейского «гуманизма».
Гердер призывал не смущаться тем, что в Библии многое кажется мифом. Миф, утверждал он, есть самое естественное и непосредственное выражение народного духа. Он считал «несправедливым требовать от древнейших писателей говорить точно так же, как мы». Епископ *Михаил (Лузин) писал о Гердере: «При всей нерешительности и неопределенности его теоретической системы, при всей кажущейся легкости его исследований, – по своей религиозной задушевности и чистой, невинной фантазии, по теплоте чувства и сочувствия ко всему религиозному и высокому, по глубине проникновения в дух и характер библейского миросозерцания и по огненному красноречию, выливавшемуся прямо от души и поэтому увлекательному, – это был в то время едва ли не лучший апологет Библии».
Гердер проложил дорогу эстетическому пониманию Библии, которое позднее отразилось в творчестве *Шатобриана. В то же время он способствовал изучению Писания в духе *рационализма, как чисто литературного памятника. В тайне богочеловеческой природы Библии Гердер видел преимущественно одну сторону – человеческую.
Хотя для Гердера история – это путь возрастания и воспитания духа, на прошлое Церкви он смотрел довольно мрачно, видя в нем главным образом явления упадка, из состояния которого ее вывела Реформация.
В области исагогической Гердер одним из первых выдвинул гипотезу, что Евангелия произошли из устного предания, восходящего к апостолам. Оставаясь во многих отношениях рационалистом, Гердер толковал евангельские чудеса либо натуралистически, либо символически. Относительно Воскресения он полагал, что Бог не попустил Иисусу Христу действительно умереть на кресте, и поэтому Он смог явиться ученикам как восставший из мертвых. Это странное предположение не удовлетворило ни верующих, ни сомневающихся.
♦ Von Gottes Sohn, der Welt Heiland. Nach Johannes Evangelium. Nebst einen Regel der Zusammenstimmung unserer Evangelien aus ihrer Entstehung und Ordnung, Riga, 1797; в рус. пер.: История еврейской позиции, ч.1, Тифлис, 1875; Идеи к философии истории человечества, М., 1877.
• Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, пер. с нем., т.1–2, М.,1888; Гулыга А.В., Гердер, М.,19752; Жирмунский В.М., Жизнь и творчество Гердера, в его кн.: Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; RGG, Bd.3, S.235–39.