прот. Александр Мень

Источник

Гро́ций

Гро́ций (Grotius), Гуго де Гроот (1583–1645), голландский протестантский богослов и правовед, один из основоположников библейской исторической критики. Окончил Лейденский университет в 14 лет и через год получил во Франции степень доктора права. В 1601 опубликовал трагедию на библейский сюжет «Адам изгнанный» (рус. пер. в книге: Вондел Й. ван ден, Трагедии, М., 1988). Служил адвокатом в Гааге, одновременно занимался филологией и библеистикой. Приверженность к учению Арминия вовлекла Гроция в религиозно-политическую борьбу. Спасаясь от ареста, он перебрался в Париж (1621). Людовик XIII назначил ему пенсию. В 1634 Гроций стал послом протестантской Швеции во Франции. В этот период он создал знаменитую доктрину международного права. Гроций был горячим сторонником диалога между католиками и протестантами. Он первый предложил сделать основой такого диалога Священное Писание, признаваемое обеими конфессиями.

В своей книге «Об истинности христианской веры» («De Veritate Religionis christianae», Amst., 1624; русский перевод: Истинное благочестие христианское, М., 1768) Гроций защищал учение о *боговдохновенности и *Откровении, пользуясь традиционными аргументами, в т.ч. ссылками на чудеса и исполнившиеся пророчества. Однако в другой работе – «Примечания к Ветхому и Новому Завету» («Annotationes in Vetus et Novum Testamentum», vol.1–3, P., 1642) Гроций сосредоточил свое внимание на чисто историческом, прямом смысле Писания. В поисках этого смысла ученый применял в исследовании Ветхого Завета те же методы, что и в отношении любых древних памятников. В результате его толкования оказались изолированными от церковно-догматической экзегезы, хотя сам Гроций считал, что историческая и филологическая критика вполне совместимы с этой экзегезой. Например, он думал, что под Служителем Господним (Ис.53 и др.) подразумевается не Мессия, а сам пророк Исайя или пророк Иеремия, и игнорировал мессианское значение псалмов.

Оригинальным вкладом Гроция в библеистику явилось привлечение им еврейских и сирийских источников для толкования Нового Завета. Изучение литературы на семитских языках привело Гроция к предположению о хронологическом приоритете еврейского оригинала Евангелия от Матфея. «Примечания» Гроция были внесены в лондонскую *Полиглотту 1654–1657, которая впервые включала текст *Пешитты. Взгляды Гроция вызывали резкую полемику среди протестантских ортодоксов.

В рус. пер.: Рассуждение против атеистов и натуралистов, М., 17812; О праве войны и мира, М., 1956. См. также: Meulen J. ter, Diermanse P.J.J., Bibliographie des Ecrits imprimés de Hugo Grotius, La Haye, 1950.

Казарин А.И., Гуго Гроций как политический мыслитель, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №6 (см. там же библиографию); НЭС, т.15; Саккетти А.Л., Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.: Советский ежегодник международного права, 1959, М.,1960; Шичалин Ю.А., Гроций – муж от рождения, в кн.: Вондел Й. ван ден, Трагедии, М.,1988; Knight W.S.M., The Life and Works of Hugo Grotius, L.,1925; ODCC, р.604–605.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle