Дея́ния святы́х апо́столов
Дея́ния святы́х апо́столов
(греч. Πράξεις ’Αποστόλων), пятая книга новозаветного канона, которая является непосредственным продолжением Евангелия от Луки, точнее, 2-й частью книги одного автора, адресованной новоначальному христианину по имени Феофил (Лк.1:3–4; Деян.1:1; был ли этот Феофил реальным лицом или же под ним подразумевалась всякая «боголюбивая душа», установить невозможно).
Деяния святых апостолов сохранились в двух версиях: «восточной», общепринятой, и «западной», которая имеется в кодексе *Безы. Западный вариант отличается рядом дополнений. Одни экзегеты считают, что автор Деяний святых апостолов написал свой труд в двух вариантах, но большинство склоняются к мысли, что в данном случае имеет место перенесение в текст *глосс, сделанных древним переписчиком. Принадлежность одному автору Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов почти никогда не оспаривалась. Обе священные книги имеют общий стиль, им свойственны специфические выражения, которые или не встречаются в других частях Нового Завета, или же встречаются очень редко (напр., Лк.4:16 и Деян.17:2).
1. Содержание и композиция книги. Подобно тому, как Евангелие от Луки посвящено «делам» и учению Христа, Деяния святых апостолов повествуют о «делах», миссионерских трудах и проповеди апостолов. Впрочем, о большинстве из них в книге рассказано кратко. Над всем повествованием возвышаются две фигуры: св. Петра, проповедовавшего преимущественно иудеям, и св. Павла, «апостола язычников». Автор говорит о распространении Благой Вести от Иерусалима до столицы империи – Рима. Он начинает рассказ с Вознесения Господня на Елеонской горе, связывая тем самым вторую часть своей книги с первой.
В начальных главах (1–5) говорится о восполнении числа Двенадцати апостолов и избрании Матфия, о сошествии Св. Духа в день Пятидесятницы и изображается жизнь общины до середины 30-х гг.
Следующие 7 глав (6–12) посвящены деятельности первых миссионеров, проповеди и смерти первомученика Стефана, после которой многие ученики покинули Иерусалим (а некоторые и Иудею). Распространение Христовой веры идет концентрическими кругами: сначала крестят иудеев, затем *прозелитов и, наконец, язычников. Повествование о первых благовестниках переплетается с рассказом о призвании Савла (Павла), которому суждено стать одним из ведущих миссионеров Церкви среди иноплеменников. Раздел завершается описанием гонения Ирода Агриппы I (44).
В 3-м разделе (13:1–15:35) описывается миссия Варнавы и Павла, отправленных из Антиохии в южные города Малой Азии (1-е путешествие апостола Павла).
Начиная с 4-го раздела (15:36–19:20) автор целиком переходит к повествованию об апостоле Павле, подробно рассказывая о 2-м и 3-м миссионерских путешествиях апостола Павла и его сподвижников по странам Восточного Средиземноморья (Малая Азия, Македония, Греция).
5-й раздел (19:21–28:29) посвящен испытаниям апостола: эфесскому мятежу, путешествию в Иерусалим, аресту в Храме, узам в Кесарии и прибытию его в Рим.
Эпилог книги (28:30–31) представляется незавершенным. Автор заканчивает словами о том, что Павел, ожидая суда, жил в Риме и проповедовал там «невозбранно». Ни об исходе его дела, ни о дальнейшей судьбе апостола не говорится ни слова. Ряд экзегетов выдвинули гипотезу, что св. Лука не хотел описывать последующих событий и закончил 63-м годом, т. к. в 64 началось гонение Нерона на римских христиан. Дееписатель якобы не хотел бросать тень на имперские власти. Но гипотеза эта малоправдоподобна. Хотя Лука относился к римлянам вполне лояльно (напр., к Корнилию, Галлиону, Юлию и др.), но вместе с тем он не идеализировал их (ср. 24:26). Естественней всего предположить, что дееписатель не успел закончить свой труд.
2. Литературные особенности и цель книги. Автор Деяний святых апостолов выступает как историк первенствующей Церкви, но его нельзя считать историком в современном смысле слова. Правильнее сравнивать его с авторами *Исторических книг Ветхого Завета. Как и они, св. Лука опирался на предания и документы, однако он далек от того, чтобы удовлетворить простую любознательность читателя. Обе его книги – своего рода катехизисы, изложенные в форме исторического повествования. Они написаны для того, чтобы читатель «узнал твердое основание» евангельского учения (Лк.1:4). В обеих книгах просматривается сходство плана: от явления Духа Божьего, через труды, служение и страдания – к торжеству замысла Божьего. Катехизический характер обусловливает некоторую их безличность, однако богословие и учение боговдохновенного писателя имеют ясные специфические черты.
Обилие *гебраизмов на фоне хорошего греческого языка книги объясняется не только влиянием *Септуагинты, но и теми еврейскими (или арамейскими) источниками, которыми св. Лука располагал. Первые три раздела Деяний святых апостолов несколько схематичны и составлены из отдельных, на первый взгляд, мало связанных между собой повествований. Очевидно, об этом времени дееписатель знал только из преданий и пользовался отдельными
записями. Напротив, 2-я половина книги, более цельная, полная деталей и живых описаний, указывает на то, что написана она очевидцем. Порой автор говорит от первого лица.
Некоторые толкователи полагают, что целью св. Луки была апология, стремление доказать римским властям, что христиане не представляют для них опасности. Но если сравнить Деяния святых апостолов с книгами *Иосифа Флавия, написанными в ту же эпоху с целью защиты иудеев, становится ясно, что подобная гипотеза несостоятельна. Важнейшая цель книги – благовестие Иисуса Христа. На вопрос, почему в обстановке ожидания скорой *Парусии потребовалась книга по истории Церкви как продолжение Евангелия, *Кеземанн (1953) дал следующий ответ: в сознании христиан совершился переворот, они переосмыслили пророчества о конце. Действительно, Лука в отличие от Марка четче проводит различие между гибелью Храма и Парусией (Лк.21:20–24). Этот переворот во взглядах отражен Лукой, и именно в Деяниях святых апостолов, ибо, как говорит Кеземанн, «нельзя писать историю, если ежедневно ожидаешь конца мира». Тем не менее Кеземанн утрировал роль такого переворота. Эсхатологические чаяния волновали Церковь еще долгое время (достаточно указать на Апокалипсис, написанный, видимо, в конце 1 в., «Пастырь» Гермы и учение монтанизма, возникшее во 2 в.).
3. Автор, дата и историческая достоверность книги. Предание древней Церкви единодушно приписывает Деяния святых апостолов антиохийцу Луке, греку (или сирийцу), врачу по профессии, спутнику и другу апостола Павла (*Антимаркионитский пролог, *Мураториев канон, свт. *Ириней Лионский, *Евсевий Кесарийский и др.). В тех разделах, где автор говорит о совместных путешествиях апостола Павла и Луки, повествование ведется от первого лица (т. н. *«мы-отрывки»: Деян.16:10–17; 20:5–15; 21:1–18; 27:137; 28:2–16).
Однако в 19 в. *Штраус и представители *тюбингенской школы положили начало попыткам оспорить достоверность предания. С этой целью выдвигались следующие аргументы:
1) между Посланиями апостола Павла и Деяниями святых апостолов есть ряд расхождений, которые были бы немыслимы, если бы Деяния святых апостолов писал спутник апостола (например, характеристика Иерусалимского собора);
2) Павел в посланиях предстает более непримиримым и суровым, чем в Деяниях святых апостолов, и с большей резкостью судит о Законе;
3) автор смотрит на апостольскую эпоху уже ретроспективно;
4) отношение к Парусии изменилось лишь около 100. На этом основании Деяния святых апостолов относили к началу 2 в. Однако указанные доводы не могут быть признаны решающими, т. к.:
1) любым воспоминаниям (даже в наше время) свойственны неточности и расхождения; кроме того, как мы покажем далее, эти расхождения несущественны;
2) вполне естественно предположить, что св. Лука оценивал личность апостола Павла по-своему и брал краски для его образа не из посланий (как поступил бы поздний писатель), а из личных впечатлений. По свойствам собственного характера св. Лука мог оттенить те особенности апостола, которые были ему – человеку примирения – более близки;
3) св. Лука действительно мог писать в те годы, когда большинства апостолов уже не было в живых, и поэтому смотрел на апостольское время ретроспективно;
4) взгляд на Парусию мог принадлежать лично Луке или его окружению, что не исключает иных воззрений у других его современников.
В классическом исследовании о Луке (1906–1908) *Гарнак указал на множество косвенных данных, которые подтверждают предание. Автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, несомненно, был греком, хотя некоторые считают, что он был евреем из диаспоры. В его книгах, по мнению Гарнака, встречаются термины, заимствованные из древней медицины; он говорит об апостоле Павле с восхищением, как преданный ученик. Он уделяет большое внимание Антиохии, а именно оттуда, согласно преданию, происходил Лука. «Мы-отрывки» имеют 43 слова, которых нет в Мф., Мк. и Ин., но есть в Лк. и других частях Деяний святых апостолов. *Рэмзи (1906) установил, что «историческая география» Деяний святых апостолов отличается необыкновенной точностью. В этом Рэмзи убедили археологические данные (с каждым годом они приносят все новые подтверждения достоверности книги даже в мелких подробностях). К этому следует добавить, что св. Лука не был столь знаменит, чтобы предание могло произвольно приписать ему такие важные книги, как Евангелие от Луки и Деяния. Обычно отдавалось предпочтение именам, овеянным легендами. Т.о., аргументы в пользу подлинности книги намного перевешивают шаткие гипотетические конструкции критиков. В таком случае Деяния святых апостолов, оставаясь назидательной, вероучительной книгой, есть бесконечно ценное и достоверное свидетельство о ранней Церкви и апостолах. Когда были написаны Деяния святых апостолов? Некоторые экзегеты датируют эту книгу 63, т. е. до смерти апостола Павла и начала гонений Нерона (*Брюс), но большинство относит ее к периоду между 66 и 80. Когда Лука присоединился к апостолу Павлу (51), он не мог быть старым человеком, возможно, ему было около 30 лет. Следовательно, в годы написания Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов ему было не более 60 лет.
4. Источниками для св. Луки служили, кроме его собственных воспоминаний, рассказы самого апостола Павла, св. Марка (жителя Иерусалима, спутника первоверховных апостолов), диакона Филиппа, которого Лука посещал в Кесарии, а также письменные документы и традиции древней Церкви Иудеи и Антиохии. Эти документы и предания вышли из семитоязычной среды, чем и объясняются многочисленные гебраизмы книги.
Издавна ставили вопрос о происхождении речей, которые играют столь большую роль в Деяниях святых апостолов (речи апостола Петра, первомученика Стефана, апостола Павла). По мнению одних экзегетов, эти речи воспроизводят образцы первых апостольских проповедей (*Дибелиус, *Додд), согласно же мнению других, целиком составлены Лукой. Истина, скорее всего, лежит посредине. Дееписатель пользовался рядом источников и едва ли он мог сам измыслить то постепенное углубление *христологии, которое мы находим в речах Но стиль проповедей, характерный для самого Луки, показывает, что евангелист излагал мысли апостолов своими словами. Утверждение, будто речи апостола Павла в Деяниях в корне расходятся с его посланиями, тенденциозно: родства между ними больше, чем вполне понятных отличий. Так, например, речь к афинянам (Деян.17), которую многие критики считают недостоверной, вполне созвучна содержанию Рим.1:19–21. В речи апостола Петра мы находим представляющиеся вполне аутентичными выражения из еврейских молитв того времени.
5. Богословие Деяний святых апостолов. Св. Лука не только первый историк христианства, но и историк-богослов. Он имел намерение не просто поведать о событиях первых 30 лет существования Церкви, но и собрать воедино факты, иллюстрирующие его главную мысль: распространяясь от Иерусалима до Рима, Церковь превращается во Вселенскую, открытую Востоку и Западу, иудею и эллину, варвару и скифу (Кол.3:11). Как истинный сын апостольского века Лука постоянно подчеркивает творческое и руководящее воздействие Духа Божьего в Церкви.
Некоторые экзегеты (*Кеземанн, *Концельманн, *Кульманн) считают Луку первым, кто ввел «трехчастное» деление священной истории (время до Христа, время Христа и время Церкви). Но, скорее всего, евангелист не сам создал это учение, а заимствовал его из апостольского предания. Намеки на него уже есть в древнейших частях Мф. и Мк. и у апостола Павла.
Кроме пристального внимания к теме обращения язычников (которая предвосхищена уже в избрании 70 апостолов по условному библейскому числу народов), богословию Луки свойствен акцент на религиозно-нравственной стороне социальных вопросов. Забота о бедных как неотъемлемая часть христианского служения стоит в центре его писаний. Но столь же важное место занимает молитва и Евхаристия. В Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов чаще, чем в других книгах Нового Завета, приводятся славословия и гимны и говорится о молитвенной жизни Церкви.
Как отмечает еп. *Кассиан (Безобразов), «в основном мысль Луки течет по путям, проложенным апостолом Павлом». Но его нельзя считать «чистым» павлинистом. Для дееписателя полнота единства Церкви вмещает разнообразие мнений. Если апостол Павел ведет непримиримую борьбу со своими старозаветными оппонентами, то Лука становится выше этой борьбы, смягчая историческую конфронтацию течений. В этом смысле его можно было бы назвать первым экуменистом. Тем не менее ведущие идеи Павла – спасение через Христа, Церковь как Тело Христово, как Вселенская община – все это находит отражение у Луки. Его богословие есть синтез многих традиций (в т. ч. иерусалимской, антиохийской и Павловой).
6. Частные церковноисторические проблемы, связанные с Деяниями святых апостолов.
1) *Хронология Деяниями святых апостолов имеет отправную точку в рассказе о казни Иакова Зеведеева (Деян.12:1–2), которая может быть относительно точно датирована 44 г., и в упоминании правителя Ахайи Галлиона (18:12). Согласно дельфийской надписи, проконсул Галлион правил в Ахайе в 51–52 (см. статью *Археология библейская). Исходя из этого, можно датировать Апостольский собор 49 г. Призвание Савла произошло, когда Дамаск уже был передан набатейскому царю Арете (2Кор.11:32). Но в 35 город еще принадлежал римлянам, а в 40 Арета умер. Отсюда возможная дата обращения Савла – 36 г.
2) Павел упоминает лишь о двух своих путешествиях в Иерусалим до того, как было написано Послание к Галатам (Гал.1:18; 2:1–10); между тем в Деяниях святых апостолов сказано о трех таких путешествиях [первое – после обращения, около 39 (Деян.9:26–28), второе – во время голода, около 46 (Деян.11:30), и третье – для встречи с апостолами, или Собора в 49 (Деян.15:2 сл)]. По мнению одних толкователей, в годы голода Иерусалим посещал только Варнава, а имя Павла попало в текст позднее; другие считают, что Павел только проводил Варнаву до Иудеи, не побывав лично в Иерусалиме.
Гораздо больше трудностей вызывают различия в освещении Собора апостолов в Послании к Галатам и Деяниях святых апостолов. У Луки дано развернутое изложение хода Собора и приводится текст апостольского постановления о неевреях, входящих в Церковь. Павел же говорит лишь о том, что Петр, Иаков и Иоанн подали ему и Варнаве «руку общения» в знак того, что им идти к язычникам, а иерусалимским апостолам – проповедовать среди иудеев. О постановлении апостол Павел не упоминает и нигде на него не ссылается. Расхождение это, вероятно, вытекает из различных целей Деяний святых апостолов и Послания к Галатам. Павлу было важно лишь показать, что его миссия одобрена столпами Церкви-матери, а Лука дал более детальное описание Собора. Впрочем, существует предположение, что «апостольский декрет» был составлен в Иерусалиме несколько позже, уже в отсутствие апостола Павла, и поэтому апостол Иаков говорил апостолу Павлу о нем как о чем- то новом (Деян.21:25).
3) В словах Гамалиила, произнесенных в начале 30-х гг., упомянут мятежник Февда (Деян.5:36), а согласно Иосифу Флавию (Древн., ХХ, 5), Февда действовал в 40-х гг. Это лишь доказывает, что Деяния святых апостолов были написаны раньше труда Иосифа Флавия и Лука располагал иными сведениями.
4) Лука допускает неточность, говоря, что Савл сразу после обращения начал проповедь в Дамаске (Деян.9:20). Согласно (Гал.1:17), до этого он некоторое время провел в Аравии (Набатее). Однако цели дееписателя вполне допускали сжатое изложение, из которого выпадали отдельные подробности.
5) Обращение Савла описано у св. Луки неск. раз (Деян.9:1–18; 22:1–16; 26:9–18), а также и самим апостолом (Гал.1:11–16; 1Кор.15:3–8; Флп.3:12). В этих описаниях можно обнаружить незначительные вариации, естественные, когда речь идет о событиях минувшего. Как показал Г. Лофинк, дееписатель описывал их не с буквальной точностью, но сохраняя основной смысл повествования.
Все указанные проблемы тем не менее не могут вызвать сомнения в исторической достоверности сообщений дееписателя, поскольку он не был летописцем в строгом смысле слова, а прежде всего – благовестником.
Святоотеческие комментарии: свт. *Иоанн Златоуст, Беседы о надписании Деяний, в кн.: Творения, т.3, кн.1, СПб., 1897; его же, Беседы на Деяния апостольские, там же, т.9, кн.1, СПб., 1903; его же, Беседы о Прискилле и Акиле, там же, т.3, кн.1, СПб., 1897; архиеп., блж.*Феофилакт (Болгарский), Толкования на Новый Завет, кн.1–6, СПб., 1911.
• Прот.*Афанасьев Н.Н., Церковь Духа Святого, Париж, 1971; Баркли У., Толкование Деяний святых апостолов, пер. с англ., Вашингтон, 1982; *Барсов М.В., Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов, М.,19032; Боголепов Д.П., Учебное руководство к толковому чтению Деяний апостольских, М.,1879; [прот. *Глаголев А.], Деяния св. апостолов, ТБ, т.10; *Глубоковский Н.Н., Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель, София, 1932; свящ. Гнедич П., Начало христианской проповеди, ЖМП, 1954, № 7; Городцев П.Д., Апостолы – проповедники христианства, СПб., 18992; прот.*Горский А.В., История евангельская и Церкви апостольской, М.,1883; *Гяуров Х., Апостолският Събор и Иерусалим, ГДА, т.6 (32), 1957; *Даниелю Ж., Христианское миссионерство, «Символ», 1983, №9; Добронравов Г.И., Гонение Ирода Агриппы I на христиан, Серг. Пос., 1911; *Добшюц Э. фон, Древнейшие христианские общины, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1908, т.5; *Зом Р., Церковный строй в первые века христианства, пер. с нем., М.,1906; Иванов А.В., Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. Обозрение Посланий апостольских и Апокалипсиса, СПб., 18863; Иванов Н., Св. евангелист Лука, ЖМП, 1958, №10; Иерусалимская апостольская Церковь в период управления св. апостолом Иаковом, СПб., 1897; Ипатов А.В., К вопросу об общности имущества в первых христианских общинах, «Ученые записки Омского педагогического института», вып.73, 1973; Исторические сведения о св. апостоле Варнаве, ХЧ, 1839, ч.2; еп.*Кассиан (Безобразов), Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950; Катанский А.А., Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении, ХЧ, 1872, №1; Каутский К., Платоновский и древнехристианский коммунизм, пер. с нем., Пб., 1920; Кент Г.Э., От Иерусалима до Рима, Гуммерсбах, 1989; Краткий очерк истории апостольского века, «Руководство для сельских пастырей», 1877, №15,17,21,28–32,34,36,39,40; *Кульман О., Многообразные течения внутри первой христианской общины, «Символ», 1983, №9; *Лебедев А.П., По вопросу о происхождении первохрист. иерархии, Серг. Пос., 1907; *Ле-Камю Е., Век апостольский, пер. с франц., СПб., 892; *Лопухин А.П., Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет, СПб., 1895; свящ. Мень А., Пятидесятницу празднуем, ЖМП, 1961, №5; его же, Светочи первохристианства, ЖМП, 1961, №7; его же, «Сын громов» (очерк жизни св. Иоанна Богослова), ЖМП, 1962, №5; его же, Св. апостол Лука – дееписатель Церкви, ЖМП, 1963, №11; [еп.*Михаил (Лузин)], Толковый Апостол, кн.1–2, К., 19052; *Михайловский В.Я., Устройство христианской Церкви в I веке при апостолах, ДВ, 1865, №7,8; его же, Служения Церкви в апостольском веке, ДВ, 1865, №10; его же, О дарах Св. Духа в первенствующей Церкви, СПб., 18682; Мищенко Ф.И., Речи св. апостола Петра в КнигеДеяний апостольских, К.,1907; *Муретов М.Д., Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамения для верующих и неверов, БВ, 1904, №7/8; прот. Н-в М., Век апостолов, М.,1895; архиеп.*Никанор (Каменский), Толковый Апостол, т.1–3, СПб., 1904–1905; Николин И.П., Деяния св. апостолов, Серг. Пос., 1895; НЭС, т.3, с.198–203; О Книге Деяний апостольских по поводу неправых взглядов на некоторые из современных протестантских толковников, ТКДА, 1866, т.2, 3; Орлов К., Речь св. первомученика Стефана, БВ, 1900, № 9, 10; Очерки из истории миссионерства в первенствующей Церкви Христовой, «Руководство для сельских пастырей», 1871, №13; ПБЭ, т.5, с.150–159; *Певницкий В.Ф., Проповедь в первенствующей Церкви христианской, ТКДА, 1875, №6; Петрушевский П.П., Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, К., 1887; По стопам свв. апостолов, СПб., 1904 (по Л. Шнеллеру и др.), репр., М., 1994; *Поснов М.Э., Первая христианская община и коммунизм, ХЧ, 1909, №4,5; свящ. Потапов И., День Св. Духа, ЖМП, 1954, №6; *Ренан Э., Апостолы, пер. с франц., СПб., 1907; его же, Апостол Павел, пер. с франц., СПб., 1907; Самарин Ф.Д., Первоначальная христианская Церковь в Иерусалиме, М., 1908; Самарцев С., Христианские агапы, или вечери любви в апостольский век, ВиР, 1915, №5; *Скабалланович М.Н., Из Апостола (трудные места), К.,1911; свящ. Страхов В.Н., Вера в близость «Парусии», или Второе пришествие Господа в первохристианстве и у св. апостола Павла, Серг.Пос.,1914; [Флери П.] Нравы христиан, ХЧ, 1825, ч.19,20; Чельцов И.В., Распространение христианской веры свв. апостолами, ХЧ, 1852, ч.2; Шарко Ф., История Апостольской Церкви, ТКДА, 1868, т.1; Шатров П.К., Деяния св. апостолов, БВс, 1979, №1–4, 1980, №3, 1981, №1,2,4,5, 1982, №4,6, 1983, №2–5, 1984, №2,4; *Шафф Ф., День сошествия Св. Духа на апостолов, ПС, 1863, №4; его же, Письменность апостольского века и богословие вообще, пер. с нем., «Прибавления к Смоленским ЕВ», 1867, №7–10; Шнеллер Л., По следам апостола Павла, пер. с нем., СПб., 1898. Библиографию на иностранных языках см.: *Boismard M.-E., Lamouille A., Le texte occidental des Actes des Apôtres, vol.1–2, P., 1984; Dauviller J., Les Temps apostoliques, 1-er siècle, P., 1970; Feine P., Behm J. und *Kümmel W.G., Einleitung in das Neue Testament, Heidelberg, 196514; *Harrington W.J., The New Testament: Record of the Fulfilment, Garden City (N.Y.), 1976; JBC, v.2; NCCS; RFIB, t.2; RGG, Bd.1, S.561–563.