прот. Александр Мень

Источник

Алло́

Алло́ (Allo) Эрнест Бернар, иеромонах (1873–1945), французский католический экзегет. Родился в Кентене. Прервав медицинское образование, вступил в Доминиканский орден. В 1900–1903 был профессором догматики в Сиро-Халдейской семинарии в Мосуле (Ирак), в 1903–1905 преподавал в *Иерусалимской библейской школе, с 1905 – в Фрайбургском университете (Швейцария), где вел курс истории религий. С 1938 и до конца дней жил в Париже.

Своими работами Алло сумел показать, что церковная экзегеза может пользоваться критическими методами, не впадая в крайности *«модернизма», против которого он написал труд «Вера и системы» («Foi et systèmes», P., 1908).

Наибольшую известность принесли ему работы, посвященные 1–2 Посланиям к Коринфянам («Saint Paul: Première Epître aux Corinthiens», P., 1934; «Saint Paul: Seconde Epître aux Corinthiens», P., 1937) и Откровению «Святой Иоанн: Апокалипсис» («Saint Jean: L’Apocalypse», P., 1921), в серии «Библейские исследования», основанной *Лагранжем. Книгу предваряет обширное введение, где трактуется вопрос о символике Откровения (Алло, вслед за *Гункелем, отмечает ее древневосточные корни). Сложную композицию Откровения Алло объясняет особенностями библейской *поэтики, которой свойственны параллелизмы, симметрии и антитезы. Повторы тем в ней Алло характеризует как «концентрические волны». В книге тщательно изучены все древние свидетельства об авторе Откровения и делается вывод, что 4-е Евангелие и Откровение принадлежат одному писателю или, по крайней мере, коренятся в одной традиции (общность символов, литературных приемов). Различия между Евангелием от Иоанна и Откровением, по мнению Алло, могли быть связаны с тем, что 4-е Евангелие записано при посредстве ученика, владевшего греческим языком, а Откровение исходит от самого апостола. Книга завершается многочисленными экскурсами, которые рассматривают отдельные аспекты экзегезы Откровения. Хилиастическое толкование главы 20 Алло отвергает (см. статью *Хилиазм).

Одним из лучших обобщающих трудов Алло является очерк «Павел, апостол Иисуса Христа» («Paul, apôtre de Jésus Christ», P., 1942). В нем он опровергает распространенное убеждение, что только протестанты смогли полностью оценить апостола Павла. В то же время Алло показал беспочвенность *мифологической теории и воззрений некоторых либерально-протестантских экзегетов, которые рассматривали апостола Павла как истинного основателя христианства. «Христос, – пишет Алло, – совершенно уникален в Своем всемогуществе: в Нем божественное и человеческое составляет одну Личность, и все Его деяния становятся одновременно человеческими и божественными... У Павла же мы наблюдаем поистине поразительное слияние природы – и какой могучей природы – с благодатью, этим участием в жизни Бога. Никто среди известных нам святых не был более целостным и более восторженным (в лучшем смысле этого слова) человеком во Христе». В приложении к книге даны библиография, хронологическая канва жизни апостола и сжатый очерк его богословия.

Evangile et évangélistes, P., 1944.

Enc. Kat., t.1, s.380; LTK, Bd. 1, S.355.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle