прот. Александр Мень

Источник

Иезекииля пророка Книга

Иезекииля пророка Книга, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в состав сборника *Великих пророков. Содержит 48 глав; включает картины таинственных видений, автобиографические эпизоды и пророческие речения (см. статью *Жанры литературные). «Текст книги пророка Иезекииля, – отмечает ее комментатор *Скабалланович, – считают наиболее поврежденным в целом Ветхом Завете». Эта «поврежденность» выражается в большом числе *разночтений в рукописях и переводах. Однако общий строй, смысл и содержание Иезекииля пророка Книги сохранены полностью.

Авторство и датировка. Писатель книги называет себя Иезекиилем (евр. יחזקאל, йехезке́л), сыном Вузия, священником Иерусалимского Храма. Он пишет в Вавилоне, где оказался с первой группой депортированных иудеев (597). Их переселение было предупредительной мерой Навуходоносора II (605–562), который десять лет спустя разрушил Иерусалим. Пророк жил на берегу канала Ховара (Кебару), близ Ниппура, в поселке Тель-Авив. Лишенный возможности совершать богослужение, Иезекииль стал наставником и пастырем изгнанников. В его доме часто собирались люди, чтобы делиться мыслями и слушать его речи (Иез.8:1; 14:1; 20:1). Переселенные имели постоянную связь с родиной и с тревогой следили за развитием роковых событий, ведших к катастрофе. В 592 Иезекиилю было видение, и Господь призвал пророка возвещать Его волю, а через 5 лет пришло известие о гибели Иерусалима. Тогда же скончалась жена пророка (Иез.24:15–19). Одинокий, исполненный печали, пророк стал с этого времени утешителем народа, тайнозрителем грядущего Града Божьего. Последней датой в книге является весна 571. По-видимому, вскоре закончился и земной путь пророка. По преданию, гробница его находилась около нынешнего Бирс-Нимруда.

Православная Церковь празднует память пророка Иезекииля 21 июля. *Паремии из Иезекииля пророка Книги читаются на Страстной седмице.

Характер и композиция книги. Иезекииль – пророк-мистик в том смысле, что преимущественно является тайнозрителем: он созерцает видения, в которых ему открываются непостижимое бытие Божье и сокровенный смысл судеб ветхозаветной Церкви. Его книга есть запись виденного им в состоянии «восхищения». Поэтому пророк нередко пользуется загадочными образами, Символами и *аллегориями. Они необходимы ему, чтобы передать вещи, трудно выразимые на обычном языке. Кроме того, Иезекииль чаще, чем предшествующие пророки, прибегает к *символическим действиям. Как писатель он может быть признан родоначальником *апокалиптической литературы. Другой особенностью книги является ее стройная, единая композиция. За исключением отдельных мест, план Иезекииля пророка Книги принадлежит самому пророку, хотя, возможно, его ученики придали ей более законченный характер.

Книга делится на пять частей:

1) видение *Славы Божьей и призвание пророка (Иез.1–3);

2) пророчества против грешной Иудеи. Слава Господня покидает Храм. Предсказание о гибели Иерусалима (Иез.4–24);

3) пророчества о народах Востока (Иез.25–32);

4) пророчество о возрождении ветхозаветной Церкви (Иез.33–39);

5) видение Града Божьего (Иез.40–48).

Тщательное исследование Иезекииля пророка Книги привело многих экзегетов к мысли, что первоначальное распределение частей было несколько иным (например, за (Иез.10:1–19), вероятно, следовал 22 ст. гл.2).

Духовный смысл Иезекииля пророка Книги. Книга открывается видением *Славы Божьей, самым грандиозным и величественным во всем Ветхом Завете. Слава движется над равнинами Месопотамии, несомая гигантским огненным Ковчегом. Пытаясь описать его, пророк дает понять, что прибегает лишь к отдаленным «подобиям», к образам расплавленного металла, молнии, радуги. Поддерживают небесную колесницу четыре херувима с лицами человека, тельца, льва и орла. Их обращенность на четыре стороны указывает на вселенскую природу Ковчега. Это образы твари – видимой и невидимой. В них запечатлены черты людей, скота, зверей земных и птиц небесных, и в то же время они принадлежат к миру духа. Херувимы как бы служат живым космическим престолом Славы. Колеса (евр. אופנים, офани́м) означают, по мнению экзегетов, небесные сферы, а очи на них – звезды. Характерно, что Иезекииль постоянно называется в книге «сыном человеческим», и тем самым подчеркивается дистанция между Сущим и смертным. Непостижимость, запредельность Творца передается в видении как слепящий свет, как неисповедимая тайна. Это первый аспект Откровения Иезекииля, который связывает Богоявление на Ховаре с Синайским Богоявлением.

Знаменательно и то, что пророк видит Славу не в Храме. Боги язычников были неотделимы от своих народов и святилищ, они исчезали вместе с народами, которые их чтили; истинный же Бог абсолютно свободен. Если люди недостойны святыни, она их может покинуть.

Следует помнить, что Иезекииль – священник, призванный на пророческое служение; в центре его внимания находится культ, который есть предстояние Богу (стиль Иезекииля пророка Книги местами напоминает стиль *Священнической традиции Пятикнижия). Слава нисходила к людям, благоговейно возносившим хвалу Сущему. Но наступил момент, когда грехи народа нарушили единение между Богом и человеком. Иезекииль рисует как бы священную драму в трех актах – драму, которая повествует об отношениях между Богом и Общиной верных.

Первый акт: перед внутренним взором пророка предстает Иерусалим и Храм, оскверненные грехами. Он видит, как слава Господня, уносимая херувимами, покидает святилище. Дом Божий остается пуст (Иез.10:1–20; Иез.11:22–25). Пастыри Израиля и народ оказались недостойными; остались лишь немногие, сохранившие чистоту. Им кажется, что на чужбине Бог их покинул: «Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня» (Иез.37:11). Но вместо дурных пастырей Сам Сущий приходит к ним как Добрый Пастырь. Второй акт священной драмы начинается с картины возрождения ветхозаветной Церкви. Пророк созерцает поле, покрытое костями. Над ним проносится живительное дыхание Божие. И, как во дни сотворения человека, мертвый прах обретает жизнь.

Некоторые толкователи думали, что в этом видении содержится прообраз грядущего Воскресения из мертвых; но другие (например, блж.*Иероним) предпочитали следовать прямому смыслу пророчества: «Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Иез.37:12). В третьем акте Бог приводит Иезекииля на высокую гору и показывает ему Новый Иерусалим, идеальный Град Божий. «И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его – как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое. И слава Господа вошла в Храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь Храм» (Иез.43:1–5).

В ожидании этого дня верные не должны поддаваться унынию. Пусть они не смогут совершать богослужения, пусть Храм будет разрушен, но это не значит, что Бог забыл Свою Церковь. «Так говорит Господь Бог: хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым [букв. малым. – А.М.] святилищем в тех землях, куда пошли они (здесь и далее выделение наше. – А. М.). Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву. И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» (Иез.11:16–20).

С Новым Иерусалимом будет заключен «завет мира, завет вечный» (Иез.37:26). Образ Града Божьего символический. Пророк описывает его формы, размеры, план Храма. В этих описаниях заключен глубокий смысл. Город открыт четырем сторонам света и имеет форму квадрата – знак вселенскости. Храм отделен от царского дома, что означает независимость духовной власти Закона от власти монарха. Земля поделена на равные участки; это справедливое деление относится и к иноплеменникам (евр. גרים, גר, гер, гери́м). «Тем самым, – отмечает *Даниелу, – пророк сближается с великими социальными реформаторами всех времен... Это одна из составных частей его мессианизма. И все же этот социальный реформатор прежде всего священник... Земной Град и Град Божий никогда не сливаются и никогда не теряют связи между собой». По мнению Скабаллановича, Новый Иерусалим есть образ послепленной ветхозаветной Церкви.

Самого Иезекииля иногда называют основателем *иудейства – уже не как нации, а как Общины. Однако смысл пророчества, по-видимому, шире: «Завет вечный» и возвращение славы знаменуют Новый Завет, а «река жизни», которая вытекает из-под порога Храма, означает источник благодати, который будет питать Церковь в апокалиптическое мессианское время. И все же горизонт Иезекииля пророка Книги по большей части ограничен Ветхим Заветом. Слава остается сокрытой, она ограждена от людей стенами Храма, чертой, за которую нельзя переступить. Богослужение по-прежнему есть свидетельство веры перед тайной сокровенного Божества, приблизиться к Которому не может ни один смертный.

В Иезекииля пророка Книге дан ответ на недоуменные вопрошания тех, кто был подавлен мощью языческой цивилизации и кто скорбел о Храме и Ковчеге. Все зримые святыни, отмечал пророк, и все земное величие – ничто в сравнении с неприступной славой Господа. В то же время Откровение, данное Иезекиилю, высоко ставит личность человека. Отныне старый закон родового возмездия, отражавший слабо развитое личностное сознание, уходит в прошлое. Грешник и праведник несут ответственность только за себя. «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20). Для грешника, однако, не закрыт путь к покаянию (Иез.18:21–23). Учение о личной ответственности, об Общине верных, о запредельности Божества, о возрождении и прощении делает Иезекииля пророка Книгу важной вехой в истории ветхозаветного сознания и сохраняет ее значение и для эпохи Нового Завета.

Иезекииля пророка Книга имела огромное влияние на священную и апокрифическую письменность. Хотя в древности были сомнения в ее каноничности (Шабба, 136), авторитет ее постепенно утвердился и она без колебаний была принята и в христианский *канон.

Арсеньев В.С., Иезекииль 37,1–14, М., 1894; *Бухарев А.М., Св.пророк Иезекииль, М., 1864; *Воронцов Е., К вопросу о библейском походе Гога и Магога, ВиР, 1905, №1; З-в А., Видение Славы Господней, ЧОЛДП, 1889, №9; еп.*Михаил (Лузин), Пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств, Тула, 1903; Недзвецкий В.К., Перед видением Иезекииля, ВЦ, 1906, №9; N.N., Опыт объяснения пророчества, заключающегося в 23–25 ст.34 гл. книги пророка Иезекииля, ЧОЛДП, 1889, № 10; НЭС, т.20; Павловский-Михайлов Ф., Жизнь и деятельность пророка Иезекииля, ЧОЛДП, 1878, № 2, 7, 12; ПБЭ, т.6, с.211–219; *Писарев С.Д., Видение пророка Иезекииля о Новом Храме и Новом Иерусалиме, ПО, 1868, № 3; *Рождественский А.П., Видение св. пророка Иезекииля на реке Ховар, СПб., 1895; *Скабалланович М.Н., Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения, Мариуполь, 1904; его же, Что дает богословию первая глава книги пророка Иезекииля, ТКДА, 1905, №6; его же, Таинственный храм пророка Иезекииля, ТКДА, 1908, №3,8; его же, Книга пророка Иезекииля, ТБ, т.6; [Смирнов А.] Записанный день. Из жизни пророка Иезекииля, М., 1880; Турр О.Д., Книга пророка Иезекииля, 1967 (Ркп. МДА); *Франк-Каменецкий И.Г., Колесница Иеговы, «Яфетический сборник», 1930, VI; Brechet, Ezéchiel aujourd’hui, Genève, 1979; Burnier-Genton J., Ezéchiel, fils d’homme, P.,1983; Monloubou L., Un prêtre devient prophète Ezéchiel, P.,1972; прочую иностранную библиографию см. в JBC, v.I; NCCS, а также в статьях: *Исагогика; *Плена период; *Пророки.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle