прот. Александр Мень

Ио́ны проро́ка Кни́га

Ио́ны проро́ка Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник 12 *Малых пророков. Включает 4 главы Написана прозой, за исключением псалма, составляющего главу 2.

Содержание и характер Ионы пророка Книги. Книга повествует о пророке Ионе, сыне Амафиине (евр. אמתי בן יונה, йона́ бен амита́й), которого Бог послал в столицу Ассирии Ниневию. Иона должен предупредить ее жителей, что их злодеяния вскоре навлекут на них небесную кару. Но пророк, не желавший спасения язычникам, решил скрыться от лица Господня. Он сел на корабль и поплыл в далекую страну Фарсис (Испания). Тогда Бог наслал великую бурю, которая грозила мореходам гибелью. Все они начали взывать к своим богам; один лишь Иона спал в трюме, т.к. знал, что его молитва не будет услышана. Желая узнать, из-за кого их постигло бедствие, моряки бросили жребий, и он выпал на Иону. Пророк признался, что он плывет с ними против воли Яхве, Бога небесного, и предложил бросить себя за борт. Но спутники долго колебались и бросили в море груз. Когда это не помогло, они, помолившись Богу Ионы, бросили его в бушующие волны. И море тотчас утихло.

Пророк, однако, не утонул. Господь послал большую рыбу (евр. גדול דג, даг гадо́л, в синодальном переводе: «большого кита»), которая проглотила его. Из чрева морского чудовища Иона воззвал к Господу и через три дня был выброшен на берег. На сей раз он уже не дерзнул ослушаться, а пришел в Ниневию, «город великий у Бога, на три дня пути». Там он возвестил, что через 40 дней Ниневия будет разрушена. К его огорчению, жители искренне покаялись и кара была от них отведена. Пророк все же надеялся, что язычники погибнут, и сел у стен города, ожидая знамений. Тогда Господь вырастил над его головой растение, которое защищало Иону от палящего солнца. Но радость пророка была недолгой. На другой же день червь подточил растение и оно засохло. Иона, сраженный зноем, стал просить у Бога смерти и услышал ответ: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4:10–11)

По своему характеру Ионы пророка Книга отличается от других *Пророческих книг и более всего приближается к сказаниям о пророке Илие и Елисее. Она написана не от лица пророка, не содержит обычных пророческих речений, а представляет собой повествование. Священный автор его не комментирует. Смысл его должен быть достаточно ясен для самого читателя: милосердие Божье распространяется на все народы; покаяние людей может отвратить небесную кару. Книга недвусмысленно осуждает пророка, который противится спасению иноплеменников.

Пророк Иона – историческое лицо. Он жил в Северном Израильском царстве в правление Иеровоама II (8 в. до н.э.). В (4Цар.14:25) сказано, что Иона, сын Амафии из Гафхефера (область Завулона), предрек царю победу над сирийцами. То, что Иона был послан в Ниневию, является вполне правдоподобным. Израильские пророки иногда жили и проповедовали в чужих землях (Илия – в Финикии, Елисей – в Дамаске). Обычай объявлять всенародный пост в годину бедствий (Ион.3:6–9) был известен у ассирийцев. Тем не менее Ионы пророка Книга по своему характеру не историческая хроника, а назидательный *мидраш, цель которого – возвестить богооткровенное учение.

Что касается рассказа о чудесном спасении Ионы, то одни экзегеты рассматривают его как притчу, другие – как *гиперболу, а третьи – как реальный факт. В любом случае вера в Промысл подразумевает возможность чуда. Память пророка Ионы Православная Церковь празднует 22 сентября.

Автор и датировка. Язык книги, отмеченный арамеизмами, указывает на ее происхождение во *Второго Храма период. Кроме того, некоторые подробности сказания могут быть объяснены лишь тем, что автор жил после падения Ниневии. Она никогда не была столь большим городом («на три дня пути»); столицей Ассирии она стала лишь в 7 в. до н.э. По предположению ряда экзегетов (в т.ч. прот.*Князева), исторический Иона посещал Сирию, а в мидраше она превратилась в Ассирию. Поскольку в 5 в. до н.э. в Иудее (при Ездре и Неемии) восторжествовал партикуляризм, то толкователи считают, что именно в это время и была написана Ионы пророка Книга, полемически направленная против тех, кто не понимал смысла *универсализма.

Учение Ионы пророка Книги. То, что Бог послал пророка не к верующим ветхозаветной Церкви, а к нечестивым язычникам, в высшей степени знаменательно. Сказание об Ионе есть подлинное благовестие Божественного милосердия. Творец хочет спасения всех. Люди, которые не понимают этого, как Иона, оказываются противниками Божьей воли. В то же время книга учит, что покаяние может избавить людей от последствий их собственного зла. Христос Спаситель указывал на покаявшихся ниневитян как на знамение, знак необходимости обращения. «Род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего... Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк.11:29–30,32). В (Мф.12:39–41) этому знамению придан иной оттенок. Трехдневное пребывание Ионы «во чреве кита» и спасение его было знаком торжества воли Божьей над противящейся ей волей человеческой и тем самым стало *прообразом Воскресения.

Перевод: Книга Ионы, пер. С.Апта, БВЛ, т.1, М., 1973.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях прп.*Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, блж.*Феодорита Киррского, *Кирилла Александрийского.

Безобразов С., Иона, НЭС, т.20; Властов Г.К., Пророки: Илия, Елисей и Иона, СПб.,1893; Книга пророка Ионы, ДБ, 1973, №36; Мейлах М.Б., Иона, МНМ, т.1; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на св. пророков Иону и Михея, Вятка, 1874; *Смирнов А.П., Покаяние ниневитян, ЧОЛДП, 1879, №1; Смирнов И. (еп. *Иоанн), Прор. Иона, М.,1877; прот. *Соловьев И.И., О кн. Пророка Ионы, М., 1884; Тычинин П., Книга пророка Ионы, ТБ, т.7; иностранную библиографию см. в JBC, v.2; NCCS, p.705; Childs, p. 417; см. также литературу к статье *Пророки и пророческие книги.


Источник: ФОНД имени Александра Меня. Редакционная коллегия: Роза Адамянц, Сергей Рузер, Наталья Григоренко, Павел Мень. Консультант: Михаил Селезнев. Библиография на русском языке: Софья Виленская Нина Пономаренко. Библиография иностранная: Андрей Бакулов. Транскрипция: Борис Старостин. Издание осуществлено при содействии Российского Библейского общества УДК 2 ББК 86.3 М51 ISBN 5-89831-026-6 (т.1) ISBN 5-89831-020-7

Комментарии для сайта Cackle