прот. Александр Мень

Источник

Иуде́йская и иудаи́стская экзеге́за

Иуде́йская и иудаи́стская экзеге́за, толкование Библии в *иудействе и *иудаизме.

Иудейская экзегеза. Свидетельство о древней иудейской экзегезе можно обнаружить, в частности, в Книге Даниила, в которой священный писатель размышляет о смысле пророчества Иеремии (Дан.9:1–2). Однако толкование здесь неотделимо от *Откровения (Дан.9:20 сл.). Начальный же этап экзегезы как таковой связан в иудействе с деятельностью Ездры (5 в. до н.э.). В (1Езд.7:10) сказано, что Ездра «расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде». Слово «учить» (евр. דרש дара́ш) легло в основу термина *мидраш, толкование. Ввиду распространения *арамейского языка помощники Ездры вынуждены были переводить Книги Закона и объяснять их (Неем.8:8). Из этих комментированных переводов возникли *Таргумы. Палестинская иудейская экзегеза сводилась, главным образом, к толкованию Закона в духе *Галахи, т.е. применительно к церковным уставам. Эти комментарии преподавались иерусалимскими учителями устно. Первые письменные комментарии в Иудее принадлежат членам общины *Кумрана (2–1 вв. до н.э.). Их составители преследовали цель понять в свете Писания роль и судьбу своей секты. В отличие от палестинской иудейской экзегезы, экзегеза *александрийской школы широко пользовалась *аллегорическим методом и стремилась сочетать Библию с античной мыслью (*Филон).

Иудаистское толкование Ветхого Завета. Первым памятником иудаистской экзегезы могут считаться труды *Иосифа Флавия, который дал ряд исторических комментариев к библейскому повествованию. Александрийская иудейская школа не имела продолжения в иудаистской экзегезе. Главными центрами ее были в первые века н.э. г.Ямния в Палестине и Вавилонская *диаспора. Ямнийские фарисеи и их преемники *таннаи и *амораи подчинили иудаистскую экзегезу задаче создания монолитной религиозной системы, которая бы охватывала все сферы жизни. Эти толкования стали основой *Талмуда, который по форме является комментарием к Закону (Пятикнижию, главным образом к его культовым разделам). Постепенно комментаторы выработали ряд правил *герменевтики, однако единства взглядов не добились. Так, во 2 в. Исмаил бен Элиша настаивал на буквальном толковании, а Акиба был склонен отыскивать повсюду *иносказания.

Споры комментаторов длились до завершения Талмуда (около 6 в.). Противники иносказательного толкования иронически изображали своих оппонентов говорящими Слову Божьему: «Молчи, а я буду толковать!» Период *масоретов совпал с канонизацией экзегетического предания, которое заслонило непосредственное понимание Ветхого Завета. Это вызвало реакцию караимов, которые отвергли предание (см. статью *Иудаизм). Но в ортодоксии роль талмудичекской традиции осталась господствующей.

Попытку вывести иудаистскую экзегезу из застоя предпринял ученый экзегет и филолог Саадия Гаон (Египет, 10 в.), переводчик Ветхого Завета на арабский язык. Он стремился объяснить Писание исторически, учитывая весь его контекст. Другой толкователь, *Раши (11 в.), пытался соединить методы Саадии с талмудической (мишнаистской) традицией. В следующем столетии *Ибн-Эзра заложил основы методов *исторической критики в иудаистской экзегезе, но, опасаясь осуждения ортодоксов, зашифровал свои выводы. На эти выводы позднее опирался *Спиноза. В ту же эпоху *Маймонид ввел в экзегетику и богословие элементы античной философии, за что был обвинен в неправоверии.

В 13 в. испанский толкователь Рамбан (Нахманид) придал экзегезе мистический, каббалистический характер (см. статью *Каббала). Широкую известность приобрели комментарии *Абрабанеля (15 в.), который был близок к идеям христианской *антиохийской школы. В 18 в. *Мендельсон строил свои толкования на синтезе талмудической традиции с европейским просветительским *рационализмом. В его изображении религия Ветхого Завета представала как род деизма. Историко-критические теории немецкой *либерально-протестантской школы экзегезы ввел в иудаистскую экзегезу Леопольд Цунц (1794–1866), ученик *Шлейермахера и *Де Ветте. В России это направление было продолжено *Соловейчиком, М.Марголиным и С. Дубновым.

Ряд иудаистских ученых (например, *Кассуто) выступал с резкой критикой *документарной теории. Немалый вклад в библейскую *археологию внесли исследователи Израиля (Ави-Йона, Аврахам Негев, Игаэль Ядин, *Флуссер и др.), которые либо опирались на результаты раскопок, либо сами проводили раскопки в различных частях Палестины.

Иудаистская экзегеза о Новом Завете и личности Иисуса Христа. В Талмуде есть ряд свидетельств о Христе, откровенно враждебных, отражающих острый конфликт между иудаизмом и христианством. Еще более враждебным было отношение к сторонникам *иудео-христианства и христианам-евреям, которые обозначаются словом миним, еретики. В Средние века существовал иудейский антихристианский памфлет «История Иисуса» (евр. ישו תולדות, толедо́т ие́шу). В этой «гнусной мешанине», как назвал памфлет еврейский историк *Грец, Христос представлен магом, который использовал имя Божье для совершения ложных чудес.

В 19 в. отношение к личности Христа в иудаистской экзегезе постепенно меняется. Его нередко изображают как мессианского Пророка, Учителя нравственности, «революционера духа». Таковы, например, работы Жозефа Сальвадора «Иисус Христос и Его учение» (Salvador Joseph, Jesus Christ et sa doctrine, vol.1–2, P., 1864–1865), «Клаузнера «Иисус Назарянин», Флуссера «Иисус» (1968, рус. пер.: М., 1992). Французский иудаистский писатель Робер Арон пытался восстановить обстановку детских лет Христа в книге «Неизвестные годы Иисуса» (Aron Robert, Les années obscures de Jésus, P., 1960). Английский иудаистский теолог Клод Монтефиоре исследовал возможные арамейские прототипы Евангелий (Montefiore Claude, transl. and ed., Synoptic Gospels, vol.1–2, L., 1909).

Богочеловечество Христа иудаистская экзегеза отвергает, однако *Бубер писал: «Тот факт, что христианство видит в Нем Бога и Спасителя, всегда казался мне явлением величайшей важности». Флуссер в своих тезисах о христианстве и иудаизме утверждал, что почитание (хотя и в корне различное) Создателя Церкви может стать основой для диалога представителей обеих религий. Следует отметить, что иудаистская экзегеза 19–20 вв. восприняла отрицательное отношение многих либеральных протестантов к учению апостола Павла, считая его искажением проповеди Иисуса. Несомненно, что водораздел, отделяющий иудаистскую экзегезу от христианской, лежит в сфере веры, в которой исторические исследования не могут иметь решающего голоса.

*Вигуру Ф., Руководство..., т.1–2, М.,1897–1899; Генкель Г.Г., Р.Саадия Гаон, знаменитый еврейский ученый X в., СПб.,1895; *Корсунский И.Н., Иудейское толкование Ветхого Завета, М.,1892; *Никольский Н.М., Талмудическая традиция об Иисусе, «Труды Белорусского государственного университета», Минск, 1926, №6–7; Экзегетика библейская (по статье В.Бахера), ЕЭ, т.16; Ben-Chorin S., The Image of Jesus in Modern Judaism, «Journal of Ecumenical Studies», 1974, №3; Hertz J.H. (ed.), The Pentateuch and Haftorahs, L., 1956; JBC, v.2, p.604.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle