прот. Александр Мень

Источник

Каббала́

Каббала́ (Кабала) и Библия. Еврейское слово Каббала буквально означает предание (от евр. קבל, кибе́л – получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библейско-церковном или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерической доктрине, предназначенной для избранных. Каббала развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистическую эпоху, но два основополагающих труда по Каббале появились лишь в Средние века. «Книга творения» (евр. ספר יצירה, се́фер-йецира́) написана анонимным автором между 2 и 8 вв., а «Книга Сияния» (евр. הזהר ספר, се́фер ха-зо́хар) – в 13 в. Автором последней был исп. иудаистский мистик Моисей Леонский, писавший от лица древнего учителя Шимона бар Иохай. Оба произведения по форме являются толкованием к *Пятикнижию; тем не менее Каббала далеко отходит от исконных библейских основ. В нее вошли элементы неоплатоновского пантеизма, пифагорейства (с учением о перевоплощении), гностические идеи эманации.

Богословие Каббалы строится на основе апофатического принципа. Божественное начало есть беспредельное (евр. סוף אין, эн-со́ф) и невыразимое. Все тварное бытие «излучается» из Бога через Его эманации (евр. ספירות, сефиро́т). Для того чтобы примирить этот пантеистический мистицизм с Писанием, учители Каббалы настаивали на применении *аллегорического метода толкования. «Горе тем, – говорится в «Книге Сияния», – кто видит оболочку Торы, а не ее душу! Они думают, что Бог хотел поведать в Торе такие простые вещи, как, например, историю Агари и Исава, Иакова и Лавана, Валаама и Валака. Но ведь такие рассказы может сочинять любой смертный. Нет, рассказы Писания – только покров для божественных тайн, доступных разуму посвященных». Так, три слова, употребляемых в истории миротворения: евр. עשה, יצר, ברא, творить, создавать, делать (бара́, йаца́р и аса́) означают, что мир был создан в трех измерениях: сфере духа, жизни и неодушевленной материи. На периферии этих трех сфер находится область тьмы, или зла.

Первозданный человек (Адам Кадмон) был космическим существом, включавшим все три измерения. Это идеальное личностное творение, которое должно очиститься от всего плотского и обрести бытие в духе. В свете этого учения Каббала трактует и все содержание Пятикнижия, отыскивая в нем тайные намеки на проявления божественных эманаций. Учение об эманациях, или энергиях Бога, решает в Каббале вопрос о соотношении запредельного Божества и твари. Наряду с глубокими мистическими и философскими идеями толкования Каббала содержат элементы магизма, *оккультизма и цифровой фантастики, например, спекуляции о числе 22, которое соответствует числу букв еврейского алфавита, ветхозаветных книг и *имен Божьих. Каббала имела распространение не только в иудаизме. Она повлияла на некоторых христианских мыслителей (*Рейхлин, *Пико делла Мирандола, Парацельс) и на развитие новой европейской философии (*Бёме, *Гегель, Вл.*Соловьев, Карл Юнг).

■ Сефер Иецира, или Книги Творения, пер. ориенталиста Н.А.Переферковича, в кн. Папюса (см. ниже); Zohar: The Book of Splendor, L., 1977; др. пер. и изд. указаны в кн. Г.Шолема (см. ниже).

● ЕЭ, т.9; Папюс, Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и человеке, СПб., 1910; то же, СПб., 1992; ПБЭ, т.7, с.613–623; Соколов Н.П., Каббала, или религиозная философия евреев, Каз.,1870; *Соловьев В.С., Каббала, Собр. соч., т.10, СПб., 19142; Филиппов М.М., «Маймонид и Каббала», «Век», 1882, №10; ФЭС, М.,1983; Шолем Г., Основные течения в еврейской мистике, т.1–2, Tel-Aviv, 1984; Scholem G., Kabbala, Jerusalem, 1974 (в книге приведена обширная библиография).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle