Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Источник

Лео́н-Дюфу́р

Лео́н-Дюфу́р (Léon-Dufour) Ксавье, иеромонах (1912–2007), французский католический экзегет, специалист по Новому Завету. Член Общества Иисусова. Рукоположен в 1943. Изучал библейские дисциплины в Папском библейском институте в Риме (1945–1948). Преподавал Священное Писание Нового Завета в Ангьене (Бельгия) (1948–1957), затем в Лионе; был профессором Богословского института в Париже. Леон-Дюфур являлся консультантом *Папской библейской комиссии и членом Общества исследований Нового Завета. Ему принадлежат: «Симфония к синоптическим Евангелиям» («Concordance des Evangiles synoptiques», P.-N.Y.,1956), включающая цветные схемы, трактат о *синоптиках (1957), «Словарь Нового Завета» («Vocabulaire du Nouveau Testament», P.,1975; см. рецензию *Гийе в «Символе», 1979, №1).

Всемирную известность приобрел «Словарь библейского богословия», который вышел под редакцией Леон-Дюфура. В нем участвовали ведущие французские специалисты; он переведен на 14 языков («Vocabulaire de théologie biblique», P.,1962, рус.пер.: Брюссель, 1974). Введение и многие статьи словаря принадлежат самому Леон-Дюфуру. Одна из важнейших работ Леон-Дюфура – «Евангелия и история Иисуса» («Les Еvangiles et l’histoire de Jésus», P.,1963). В ней автор рассматривает вопросы происхождения Евангелий, *досиноптическую традицию, соотношение догмата и истории в Евангелиях, проблему *«исторического Иисуса». Леон-Дюфур признает то ценное, что содержится в исследованиях *«истории форм» школы и в других современных направлениях. Не уступая немецким экзегетам в скрупулезном анализе текста, он, однако, не разделяет исторического скептицизма радикальных толкователей. Леон-Дюфур подробно разбирает их аргументацию и, учитывая историческую среду, окружавшую евангелистов, и *«жизненный контекст» их писаний, не соглашается с тем, что историческая обусловленность подрывает достоверность Евангелий.

«Если не всегда, – пишет он, – имеются авторы, ответственные за малые литературные единицы досиноптического периода, то имеется христианская община, община не анонимная, а организованная: в ней есть свидетели, которые обязаны передать свои воспоминания, укореняя тогдашнюю жизнь молодой Церкви в недавнем прошлом, еще столь живом для них. Кроме того, Церковь состоит из нескольких общин, которые могут проверять друг друга и между которыми существуют многообразные отношения... То, что временами имеются следы аллегоризации, приспособления к потребностям живой Церкви, – вещь несомненная. Но столь же верным мне кажется, что искажение первоначальных преданий было затруднено в силу самого характера общины».

Христианину, утверждает Леон-Дюфур, открывается Христос-Богочеловек, Христос веры, Им живет его духовное сознание; исследование же документов, говорящих о Христе, ведет к действительным событиям, которые могут быть частично познаны средствами науки. «Таким образом, научно и рационально через Христа веры постигается исторический Иисус. Нет никакой бездны, дорога приводит к Нему». Как большинство православных, католических и протестантских экзегетов нашего столетия, Леон-Дюфур считает невозможным составить полную «биографию» Иисуса Христа. «Явление Иисуса изображено как Его жизнеописание: евангельскую весть нельзя отделить от этой реальности, от жизни Богочеловека, Который добровольно пошел на смерть, чтобы спасти людей. Однако Евангелия не такие книги, исходя из которых можно было бы составить, по методам современной науки, биографию, какую хотели бы прочесть многие». Леон-Дюфур убежден, что евангельское изображение Христа, при всей своей фрагментарности, важнее любой подробной хроники. «Фотография, – пишет он, – может дать точный портрет человека, но портрет, написанный гением, подчас дает более правдивое изображение, показывая черты личности или характера. Словом, живопись часто оказывается более объективной, чем фотография. Точно так же свидетельства Евангелий по-своему более объективны, чем была бы снятая или записанная на пленку версия жизни Господа».

♦ Etudes d’Evangile, P., 1965; Résurrection de Jésus et message pascal, P.,1971; Les miracles de Jésus, P.,1978; Face à la mort, Jésus et Paul, P.,1979; Le partage du pain eucharistique selon le Nouveau Testament, P.,1982; Lecture de l’évangile selon Jean, P.,1988, t.1; в рус. пер.: По ту сторону смерти, «Логос», 1973, №9–10; Библия и Литургия, Словарь библейских терминов, в приложении к книге: прот. А.Мень. Таинство, Слово и Образ, Брюссель, 1980.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle