Ле́ссинг
Ле́ссинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729–1781), немецкий теоретик искусства, драматург, критик и мыслитель. Родился в семье лютеранского пастора; учился в университетах Лейпцига и Виттенберга. Переехав в Берлин, занимался публицистикой, работал для театра, в Гамбурге пытался создать труппу с новым направлением. Лессинг оказал большое влияние на немецкое Просвещение и на всю немецкую литературу. В последние годы он вынужден был зарабатывать на жизнь, служа библиотекарем в замке Вольфенбюттеля. К этому периоду относятся его главные работы о религии и Новом Завете.
В мировоззрении Лессинга можно выделить пять важнейших аспектов:
1) вера в имманентное присутствие Бога в мире; в этом отношении он считал себя последователем *Спинозы;
2) история *Откровения, понимаемая как последовательное воспитание человечества; 3) приоритет нравственности в христианстве;
4) приоритет веры над буквой Писания;
5) религиозная терпимость.
По мнению Лессинга, первичное Откровение истины было слишком трудно для человечества, и поэтому оно повсюду, кроме ветхозаветного мира, было ограничено и приспособлено к низкому уровню сознания людей. В Ветхом Завете были заложены основы нравственной религии. Следующей ступенью стало учение Христа, а затем настанет время «нового и уже вечного Евангелия». Принятие религии Христа есть дело не только разума, но прежде всего чувства. Поэтому историческая достоверность тех или иных подробностей евангельской истории несущественна.
Эта тема была поднята Лессингом после опубликования им «Фрагментов воль фенбюттельского Анонима» (1774–1778), якобы найденных в Вольфенбюттельской библиотеке. В действительности это были отрывки из книги деиста *Реймаруса, рукопись которой передали Лессингу родные Реймаруса. Фрагменты содержали резкую и озлобленную критику христианства, с подчеркиванием *противоречий и исторических «несообразностей» Библии. Публикация вызвала полемику, которая позволила Лессингу открыто высказать свои взгляды. Он не разделял антихристианских идей Реймаруса, но доказывал, что истинность христианства нельзя подтверждать ссылками на чудеса давно прошедших веков. «Случайные исторические истины, – писал он, – не могут стать аргументами в пользу необходимых истин разума».
Под истинами разума Лессинг понимал внутреннюю цельность, нравственную высоту и «убедительность для сердца» того или иного учения. В связи с этим он выступал против протестантской *библиолатрии и догматического буквализма. Лессинг писал, риторически обращаясь к *Лютеру: «Ты освободил нас от ига предания: кто же освободит нас от невыносимого ига буквы?! кто наконец принесет нам, немцам, такое христианство, какое ты стал бы проповедовать теперь, какому стал бы учить нас Сам Христос?!» Под словом «предание» писатель подразумевал сумму позднейших наслоений, которые он отличал от подлинной «религии Христа», состоящей в нравственном богоуподоблении. Что же касается *Предания, понимаемого как дух веры, как то, что предшествовало записанному Слову, Лессинг был его горячим апологетом. Он напомнил протестантам забытую ими истину, что до появления Нового Завета христианство десятки лет жило и развивалось. Суть его основного Предания выражена, по Лессингу, в рассказе об апостоле Иоанне, который подытожил свою проповедь призывом: «Дети, любите друг друга!» Даже после того как книги Нового Завета были полностью завершены (по Лессингу, к началу 2 в.), они еще не были канонизированы и доступны всем. Иными словами, Лессинг вернулся к древнейшему тезису: Церковь предшествует Писанию. За это он был обвинен своими противниками в «папизме».
В последних эссе, часть которых была опубликована посмертно («Новые гипотезы о евангелистах как простых писателях», 1778, «Анти-Геце», полемика с гамбургским пастором И.М.Геце, 1778 и др.), Лессинг обратился к вопросу о происхождении Евангелий. Отправной точкой для него послужила мысль о том, что в период между евангельскими событиями и появлением первых новозаветных книг должна была существовать какая-то запись слов и деяний Иисусовых. Такой записью Лессинг объявил апокрифическое Евангелие назореев, написанное на еврейском языке. Согласно его гипотезе, *Папий ошибся, приписав еврейское Евангелие апостолу Матфею. Евангелист был просто первым переводчиком текста на греческий язык и его редактором. Из Евангелия назореев черпали и Марк и Лука; Иоанн же дополнил их, выдвинув в своем Евангелии на первый план Божественность Спасителя. Гипотеза Лессинга не выдержала испытания временем, хотя элементы ее были использованы в 19 в. (напр., *Ренаном). Важнее всего было то, что Лессинг поднял многие ключевые исагогические вопросы, связанные с Новым Заветом. Религиозные установки Лессинга нашли дальнейшее развитие в Либерально-протестантской школе экзегезы.
♦ Gesammelte Werke, Bd.1–10, B.,1954–1958; в рус. пер.: Собр. соч., т.1–10, СПб.,19042; Избр. произведения, М.,1953.
● Бубнов Н., Новая книга о Лессинге как религиозном мыслителе, «Путь», 1932, №33; прот.*Буткевич Т., Суждения Лессинга и Канта о сущности и происхождении религии, ВиР, 1901, №14,15; *Троицкий Н., О происхождении первых трех канонических Евангелий, Кострома, 1878; Филиппов М.М., Лессинг, его жизнь и литературная деятельность, СПб.,1891; Фишер К., Лессинг как преобразователь, М.,1882; Фридлендер Г., Лессинг, М.,1957; Чернышевский Н.Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, в его: ПСС, М., 1948, т.4: Genthe. S.54–65; Cozzi A., Lessing teologo, Napoli, 1960; Loofs F., Lessings Stellung zum Christentum, Halle, 1910; Zscharnak L., Lessing und Semler, Giessen, 1905.