Маздеи́зм
Маздеи́зм и Библия. Термином Маздеизм обозначается религия древнего Ирана, приверженцы которой почитали верховное Божество под именем Мазда, или Агурамазда (греч. Ормузд). Хотя культ Мазды существовал у иранцев издревле, Маздеизм в строгом смысле слова возник в результате проповеди жреца Заратустры (греч. Зороастр), пришедшего в Персию из Афганистана или Средней Азии. Время его жизни точно не установлено: некоторые историки датируют его 12–10 вв. до н.э., но большинство относят к 7 в. Если последняя хронология верна, Заратустра был современником пророков Софонии, Аввакума, Наума и Иеремии. Учение Маздеизм изложено в священной книге заратустрийцев Авесте. Ее древнейшая часть, по-видимому, восходит к самому Заратустре. Догматика Авесты недостаточно ясна и по сей день вызывает дискуссии (книга сохранилась не полностью). Полагают, что Заратустра исповедовал одну из форм *монотеизма и считал Мазду единственным высшим Божеством. Историческое время рассматривалось им как эпоха борьбы между двумя противоположными богами второго порядка: Спента-Майнью и Ангра-Майнью. Первый олицетворяет свет, добро и правду, второй – тьму, зло и ложь. В конечном счете победа останется за светом. Таким образом, Маздеизм в плане эсхатологическом явился уникальным аналогом религии Библии. Впоследствии образ Спента-Майнью слился с образом Мазды и Маздеизм приобрел черты ярко выраженной дуалистической доктрины. В течение столетий он был государственным культом Ирана, но затем в 7–8 вв. его вытеснил ислам. Те, кто остался верен Маздеизму, бежали в Индию, где в настоящее время живут их потомки, составляющие общину «парсов» (около 129 тыс. человек). Около 35 тыс. последователей Маздеизма по сей день живут в Иране.
Ветхозаветный мир впервые соприкоснулся с Маздеизмом в конце *Плена периода, когда Иран стал угрожать Вавилону. С одной стороны, пророки видели в персидском царе Кире, почитателе Мазды, помазанника Божьего (ср. Ис.45:1–2), а с другой – во 2-й части Ис. можно усмотреть полемику против маздеистского *дуализма (Ис.44:6; 45:5–7; 48:13). С 538 по 332 до н.э. Иерусалим находился под контролем персов. Как полагает большинство современных экзегетов, господство Ирана оказало влияние на *иудейство, в частности на его *ангелологию и эсхатологические образы *апокрифов Ветхого Завета, особенно апокалиптических. Нередко сравнивают «семь святых ангелов» и Асмодея (Тов.3:8; 12:15) с «семью святыми духами» и демоном Айшма-дэва из Авесты. Наиболее отчетливо маздеистское влияние ощущается в литературе *Кумрана, где есть учение о «двух путях» жизни. Дуализм иранской религии был переосмыслен гностицизмом как полярность духа и материи; дух – от Бога, материя – от дьявола. Ветвью Маздеизма является религия *манихейства.
Переводы текстов Авесты, в кн.: Алиханова Ю.М. и др., Литература древнего Востока, М.,1984; БВЛ, сер.1, т.1, М.,1973; ХДВ; журнал «Восток», 1924, кн.4; The Sacred Books of the East, Oxf., 1879–1897, v.5,18,24,37,47.
● Генкель Г., О влиянии маздаизма на развитие иудаизма, «Восход», 1900, №78; Диллон Э., Дуализм в Авесте, СПб.,1881; Дорошенко Е.А., Зороастрийцы в Иране, М.,1982; *Дьяконов И.М., История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э., М.-Л., 1956; Источников М.К., Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра, Каз.,1897; Каценельсон Л., Авеста и Библия, ЕЭ, т.1; Маковельский А.О., Авеста, Баку, 1960; Мень А. (Светлов Э.), Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972; *Рагозина З.А., История Мидии, СПб.,1903; *Струве В.В., Родина зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, вып.5; Топоров В., Мазда, МНМ, 1982, т.2; Фрай Р.Н., Наследие Ирана, пер. с англ., М.,1972; *Хрисанф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, СПб.,1873, т.1; Boyce M., Zoroastrians, L.,1979 (рус. пер.: «Зороастрийцы», М.,19882); id., History of Zoroastrianism under the Achaemenians, Leiden, 1982; Duchesne-Guillemin J., Zoroastre, P.,1948; Klima O., Zarathustra, Praha, 1964; *M o u l t o n J.H., Early Zoroastriаnism, L., 1913.