прот. Александр Мень

Источник

Ма́гия и Би́блия

Ма́гия и Библия. Под словом Магия подразумевается употребление специальных обрядовых действий с целью принудить высшие силы служить интересам человека. В Ветхом Завете понятию Магия соответствует еврейское слово כשפים, ке-шафи́м – чары, ворожба, причем магические действия расцениваются *Законом как величайшее преступление, караемое смертью. В Новом Завете недвусмысленное осуждение магико-механического взгляда на дары Божьи содержится в ответе апостола Петра Симону Волхву, который желал купить благодать за деньги (Деян.8:18–23). Отрицательное отношение к Магии вытекает из двух причин: внешней и внутренней. 1) Внешняя причина обусловлена тем, что Магия была характерной чертой всех языческих религий. Человек, совершающий магические действия, тем самым изменяет истинному Богу и становится идолопоклонником. 2) Магическое мировоззрение, или магизм, подменяет любовь к Высшему и благоговение перед Ним подходом, в котором господствует принцип корыстного расчета (по древнему принципу: «я дал тебе, ты дал мне»). Магия ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится вырвать дары у Неба с помощью ритуальных актов. В основе магизма лежит мысль о детерминированности, охватывающей все бытие. Магические обряды рассматриваются как инструменты для контроля над существующим порядком вещей. Есть предположение, что в (Быт.2:17) право познавать добро и зло указывает на власть над природой, поскольку в еврейском языке глагол «познать» иногда может означать «владеть», а «добро» и «зло» есть идиома, эквивалентная понятию «все на свете». В таком случае грех Первочеловека заключается в притязании владеть миром независимо от Бога. Антиподом магизма является открытость Богу, выраженная в словах *Молитвы Господней: «Да будет воля Твоя».

Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М.,1930; его же, Сверхъестественное в первобытном мышлении, М.,1937; Мень А. (Светлов Э.), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; *Соловьев Вл., Первобытное язычество, Собр. соч., СПб., б.г., т.6; Токарев С.А., Сущность и происхождение магии, «Труды Института этнографии», М.,1959, т.51; *Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., М.,1980; его же, Фольклор в Ветхом Завете, пер. с англ., М.,19852; Beth K., Religion und Magie bei den Naturvölkern, Lpz., etc.,1914; Koppers W., Urmensch und sein Weltbild, Wien, 1949; Lang A., Magic and Religion, L.-N.Y.,1901; HDB, p.607–611.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle