Нау́ма про́рока кни́га
Нау́ма про́рока кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник *Малых пророков. Состоит из 3 глав. Написана в стихотворной форме.
Автор и эпоха. О жизни и личности пророка Наума (евр. נחום, наху́м) практически ничего не известно. То, что он назван Елкосеянином (евр. האלקשי, ха-элькоши́), указывает на происхождение из г.Елькоша, местонахождение которого установить не удалось. Многие экзегеты считают, что Наум был храмовым пророком и проповедовал в Иерусалиме. Из книги явствует, что он жил в те годы, когда господству ассирийцев на Ближнем Востоке пришел конец.
Еще в 853 до н.э. Израиль впервые столкнулся с Ассирией (царь Ахав участвовал в битве с Салманассаром III), а вскоре Самария и Иерусалим признали себя вассалами ассирийцев. Их военная империя постепенно включила в себя Сирию, Египет, Вавилон. Завоевательные походы ассирийских царей отличались необыкновенной жестокостью. Гнет поработителей вызывал постоянные восстания. Палестинские царства принимали в них участие, в результате чего Самария была разрушена (722), а Иерусалим неоднократно подвергался длительным осадам. В конце 7 в. поднялась Вавилония и в союзе с мидийцами нанесла Ассирии сокрушительный удар. В 614 мидийский царь Киаксар форсировал Тигр и взял штурмом г.Ашшур, а в 612 объединенные войска мидийцев и вавилонян взяли столицу Ассирии Ниневию. Этим событиям конце 7 в. и посвящена Наума пророка книга.
Содержание, композиция, учение книги. Книга состоит из 3 поэм, посвященных:
1) Суду Божьему над Ассирией (гл.1);
2) гибели Ниневии (гл.2);
3) причинам падения Ниневии (гл.3).
Пророк рисует грандиозную картину битвы и усматривает в крушении империи возмездие за зло, причиненное ею народам. Смысл пророчества заключается в том, что насилие порождает насилие, что тирания не может устоять и что рано или поздно для нее придет час расплаты. Ниневия, этот «город кровей», попирала человечность, несла повсюду страдания и смерть; поэтому горек будет итог ее зловещего пути. Пророк Наум обращается к Ниневии:
Все, услышавшие весть о тебе,
будут рукоплескать о тебе;
ибо на кого не простиралась
беспрестанно злоба твоя?
Господь благ; Он «убежище» для скорбящих и угнетенных, а для угнетателей – суровый Судия. На примере Ниневии в Библии раскрывается нравственный миропорядок, который проявляется в событиях истории. Память пророка Наума Православная Церковь празднует 1 декабря.
Святоотеческие комментарии: см. в творениях прп.*Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, *Исихия Иерусалимского, блж.*Феодорита.
● [*Глаголев А.] Книга пророка Наума, ТБ, т.7; *Голубев М., Св. пророк Наум и его книга, ХЧ, 1852, ч.1; Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии, ХЧ, 1832, т.47; Каменецкий А.С., Нахум (Наум), ЕЭ, т.11; Митрофан (*Симашкевич), Пророчество Наума о Ниневии, СПб.,1875 (наиболее полное русское толкование); еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на книгу пророка Наума, Вятка, 1875; *Смирнов И., Пророк Наум, М.,1876; иностранную библиографию см. в Childs, p.440; JBC, v.1; литературу по истории Ассирии см. в статье *Древний Восток.