Библейский богословский словарь
Содержание
Из Предисловия к изданию 1872 года
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Х • Ц • Ч • Щ
А
Ад * Ангелы * Антихрист * Апостолы
Б
Бдительность * Бедные * Безумные или безрассудные * Благоволение Божие * Благодарение (благодарственная молитва) * Благодать * Благоразумие * Благость Божия * Блаженный и благословенный * Блаженство вечное * Богатство * Бог * Богохульство * Болезнь * Брак * Брань Христианина
В
Вдовы * Вдохновение Св. Духа * Вера * Верность * Верность Божия * Вероотступники * Вероотступничество * Влечения сердца * Вознесение Иисуса Христа * Возрождение * Восстание против Бога * Воровство * Воскресение * Воскресение Христа * Враги
Г
Гнев * Гнев Божий * Гонения * Гордость * Господа * Гостеприимство * Грех * Грешить против Духа Святаго
Д
Дары Божии * Дар Св. Духа * Дары Св. Духа чудесные * Дела (добрые) * Дети * Диавол * Довольство * Долготерпение Божие * Доступ к Богу * Дружба * Дух Святый есть Бог * Дух Святый Утешитель * Духа Святаго деятельность и сила * Душа
Е
Евангелие * Единение или общение с Иисусом Христом * Елеосвящение
Ж
Жены, или супруги * Жизнь вечная * Жизнь духовная * Жизнь телесная
З
Забота * Забыть Бога * Зависть * Завет Божий * Закон Божий * Заповеди (десять) * Злоба
И
Идолопоклонство * Избрание * Икона Святая * Имена и названия, усвояемые Богу * Именования и названия верных * Имена и названия Духа Святаго * Имена диавола * Имена злых людей * Имена, названия и подобия, прилагаемые к Иисусу Христу * Имена и названия священнослужителей * Имена и названия Церкви * Искать Бога * Искренность * Искупление * Искушение * Исповедывать Иисуса Христа * Исповедь грехов * Истина * Истина Божия
К
Кара * Клевета * Клятва * Клятва нечестивая * Крещение * Крещение Духом Святым * Кротость
Л
Леность * Лесть * Лицемеры * Ложь * Любовь * Любовь к ближнему * Любовь к Иисусу Христу * Любовь Иисуса Христа * Любовь к Богу * Любовь Божия * Любостяжание
М
Милосердие Божие * Мир духовный, или мир с Богом * Мир с людьми * Милосердие * Мир * Могущество Бога * Могущество Иисуса Христа * Могущество Святого Духа * Молитва * Молитва общественная * Молитва семейная * Молитва в скорби * Молитва тайная * Молитва услышанная * Молитва ходатайственная * Мощи святые * Мудрость, или знание Божие * Мужья * Мученичество * Мщение
Н
Надежда * Надеяться на Бога * Назидательность * Наказание злых * Насмешка * Неблагодарность * Неблагодарность в отношении к Богу * Небо, или небеса * Неверие * Незнание Бога * Ненависть * Ненависть ко Христу * Неповиновение Богу * Несправедливость
О
Обетования Божии * Обитание Св. Духа * Обращение * Общение с Богом * Общение Святых * Объядение * Обязанности к страждущим * Оправдание перед Богом * Освящение * Ослепление духовное * Оставлять Бога * Осуждение * Отречение от Христа * Отчаяние * Очищение от грехов
П
Падение человека * Печать Святого Духа * Поведение христианское * Подобия, изображающие действия Св. Духа * Подобия, прилагаемые к верующим * Подобия, прилагаемые к нечестивым * Познание Бога * Покаяние * Покровительство * Помазание от Святого Духа * Послушание Богу * Постоянство * Пост * Похоть * Правда * Правда Божия * Правда Христова, вменяющаяся верующим * Праведность самолюбивая * Предание священное * Преданность Богу * Презрение * Преимущества верных * Прелюбодеяние * Преображение Иисуса Христа * Призвание от Бога * Примирение с Богом * Притчи ветхозаветные * Притчи и подобия, высказанные в новом завете св. Иоанном Предтечей и апостолами * Притчи Иисуса Христа * Причащение Святое * Пришествие Иисуса Христа * Провидение Божие * Прообразы, означающие Иисуса Христа * Пророки * Пророки и учители ложные * Пророчество * Пророчество о (Христе) Мессии * Простота * Прощение грехов * Прощение обид * Пьянство
Р
Рабство духовное * Рабы * Радость * Разделение или расколы в Церкви * Распря или ссора * Ревность * Родители * Ропот * Ругательство
С
Самоиспытание * Самолюбие * Самоотвержение * Свидетельство ложное * Свидетельство Св. Духа * Свобода христианская * Святость * Святость Божия * Святые * Священнослужители * Сердце * Сердце возрожденное * Сердце невозрожденное * Сироты * Скорби – страдания * Слава * Слава Божия * Славить Бога * Слово * Слово Божие или Св. Писание * Служение Богу и поклонение * Служить Богу * Смерть вечная * Смерть духовная * Смерть нечестивых * Смерть праведных * Смерть телесная * Смерть Иисуса Христа Спасителя * Смирение * Смирение Христа * Соблазн * Совершенство * Совесть * Советы Божии * Сострадание * Сострадание Иисуса Христа * Спасение * Страдания, скорби злых * Страдания Христовы * Страждущие (верные) * Страх * Страх Божий * Суббота, или день праздничный * Суд страшный * Судьи * Суета * Счастье верующих в этой жизни * Счастье нечестивых
Т
Твердость * Творение * Терпение * Трезвость * Троица Святая * Труд
У
Убийство * Уверенность * Угодный, угодное Богу * Упование * Упорство * Усыновление * Утешение в скорби * Учение Евангелия * Учения ложные * Лжеучители * Характер Иисуса Христа
Х
Характер нечестивых * Хвала Богу * Христос (Иисус) есть Бог * Христос Верховный первосвященник * Христос (Иисус) Глава Церкви * Христос (Иисус) Ходатай. Посредник * Христос (Иисус) – Пастырь * Христос (Иисус) – Пророк * Христос (Иисус) Спаситель * Христос (Иисус) Царь
Ц
Цари * Царство Божие или Небесное * Целомудрие * Церковь * Церковная власть
Ч
Человечество Иисуса Христа * Честолюбие, Властолюбие * Чудеса * Чудеса Иисуса Христа * Чудеса (ложные) * Чудеса, совершенные праведниками Ветхого и Нового Заветов
Щ
Щедрость * Щедрость Божия * Тексты из св. книг Ветхого Завета, приведенные в книгах новозаветных
От издательства
Читатель держит в руках уникальный справочник по Ветхому и Новому Завету, принципиально отличающийся от других хорошо известных изданий подобного рода (например, симфоний и энциклопедий).
К сожалению, издание 1872 года стало настолько редким, что недоступно не только рядовому читателю, но и специалисту-богослову.
Данный словарь незаменим как при регулярном чтении Библии, так и для серьёзной научной работы.
Карманное издание и мелкий шрифт оригинала не позволили нам издать книгу репринтом, поэтому был произведен перенабор текста. Оставив без изменения «цифровую часть» словаря, издательство взяло на себя смелость внести в текст стилистические исправления.
Мы сердечно благодарим Институт GLAUBE IN DER 2. WELT (Швейцария), оказавшему серьезную финансовую поддержку настоящему изданию.
Из Предисловия к изданию 1872 года
1. Предлагаемый труд есть перевод французского сочинения: Dictionnaire des paralleles, concordances et analogies bibliques par Lambert. Paris, 1862. 2-e ed. Французское сочинение это есть тоже перевод с английского, но протестантом Ламбером самим дополнено против английского оригинала многими отделами. Оно принято было с радостью в английской публике; было переведено на французский, голландский, итальянский и немецкий языки; оно заслужило очень много (до 20) почетных отзывов в библиографии.
Только не было ничего известно о таком словаре в русской литературе.
2. Трудясь по мере сил и свободного времени на пользу общую, а особенно и прежде всего для православного как русского, так и всего славянского духовенства, я, опытно убежденный в большой пользе такого словаря1 и для русских, и имея в виду появление Библии в русском переводе, перевел это сочинение, исправил оное; для православных дополнил несколькими статьями, определяющими отличие православия от протестантства; и при издании не пожалел своих скромных и скудных трудовых стяжаний.
3. С предлагаемым изданием Библейского Богословского Словаря очень мало имеют сходства, печатавшиеся у нас, ныне очень редкие и дорогие, Симфонии на св. Библию, между прочим, потому что в Симфониях наших помещены тексты в азбучном порядке, на основании созвучия начальных слогов в слове, – без всякой внутренней их связи и близости между собою, и притом тексты эти распределены по отдельным книгам Св. Писания; (отчего иногда очень затруднительно искать какое-нибудь место из Св. книг); а также и потому, что тексты однозвучные представлены в переводе Славянском, иногда отступающем от подлинника Св. Библии, а наконец и потому, что Симфонии были изданы не на всю Библию. В предлагаемом же Словаре тексты Св. Писания в каждой статье подобраны, сгруппированы в алфавитном порядке, не на основании созвучия начальных слогов в словах, а исключительно на основании их единомыслия. Притом эти тексты соединены в одну статью из всех канонических книг и Ветхого, и Нового Завета, так что любознательный сразу может найти и проследить учение всего Священного Писания об известном предмете. Возьмём, например, статьи Бог, Троица Святая. Господа. Рабы. Дети. Родители. Как учит об этом вся Библия? Ответ – в предлагаемом Словаре. От такого сопоставления текстов польза несомненно огромная.
Кроме того, в конце каждой статьи, разъясняющей в Словаре главное слово, приведены исторические примеры из всей Библии, подтверждающие вышеизложенное в ней догматическое или нравственное учение.
4. Тексты приведены в Словаре по преимуществу из канонических книг Св. Библии2. Но для предлагаемого мною Богословского Словаря заимствованы некоторые мысли и из неканонических книг: Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса Сираха и Маккавейских книг и книги Товита.
Все тексты нужно сверять по Священным книгам в русском переводе Библии, сделанном до сего времени разными частными редакциями, а также и утвержденном Св. Синодом.
Примечание. При снесении стихов в Псалтири прошу в иных псалмах прочитывать не один только означенный в Словаре стих, но и предыдущий и последующий за ним.
5. В сем Словаре находится более пятидесяти тысяч (50.000) текстов и более трехсот тысяч (300.000) цифр. А поэтому корректура такого сочинения – дело весьма трудное. Переводчиком приняты все посильные меры к точному указанию цитат. Именно: корректуру держали и сверяли с подлинником французским, а нередко и с самими книгами Св. Писания в одно время два корректора, и притом каждый лист не менее трех раз. Но и при этом не смею сказать, чтобы цитаты были везде отпечатаны верно подлиннику. Всякое благонамеренное указание неправильностей будет делом общеполезным и принято будет переводчиком и издателем с благодарностью и к сведению для 2-го издания, если Бог благословит переводчику дожить до того.
В. Михайловский
Вступительная статья
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). В Православной Церкви всегда были условия для полномощной благодатной действенности Священного Писания. Библия не отбиралась у мирян, не отдавалась учительному, священническому сословию в монопольное, авторитарное обладание, как это было в Католической Церкви, где еще в первой половине нашего века косо смотрели на мирянина, осмелившегося читать Библию. Но Православная Церковь также не отдает слово Божие на произвол индивидуальной совести и автономного человеческого разума, как это всегда происходило у протестантов. Слово Божие живет и действует в жизни Церкви, и прежде всего – в молитвенной жизни, будучи основой и храмового Богослужения, и домашней молитвы. Православное понимание Библии неотделимо от молитвы.
«Если пребудет непрестанною твоя молитва и поучение в Писании, то откроются у тебя умные очи души и будет ей радость велия» (Авва Филимон).
«Сердечною молитвою и поучением в Божественных Писаниях ум очищается и начинает видеть сокровенные в Божественных Писаниях тайны» (преп. Петр Дамаскин).
А вот место из «Наставления для безмолвствующих», т. е. для монахов, в уединении проходящих свой молитвенный подвиг: «Старайся, сколько сил есть, все время провести в молитве сердечной (...) и в чтении. Когда читаешь положенное тебе из Псалтири, Апостола и Святого Евангелия, читай это стоя, так же поступай и при возношении молитв к Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице; прочие же чтения Святых Писаний совершая сидя» (иноки Каллист и Игнатий Ксанфопулы).
То же самое мы видим у русских подвижников. Преп. Серафим Саровский прочитывал весь Новый Завет каждую неделю: с понедельника по четверг ЧетвероЕвангелие, в следующие дни – Деяния и Послания. Этот подвижник учит нас: «Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Св. Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, по руководству которого должно устроятm и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно».
Многие христиане, включая чтение Писания в свое ежедневное молитвенное правило, следуют порядку церковных чтений на Богослужении. В храмах в течение года прочитывается весь Новый Завет (за исключением Апокалипсиса) и целый ряд книг Ветхого Завета, которые читаются преимущественно в дни Великого Поста. Псалтирь занимает исключительное место: она прочитывается полностью в течение недели, а Великим Постом – дважды в неделю. Сочетание чтения Священного Писания в церкви и дома делает Библию основой духовной жизни христианина. Неудивительно, что в восточных монастырях и в наше время есть монахи, которые знают Писание на память, от начала и до конца.
Но в наши дни углубленная духовная жизнь встречает много препятствий, и в век всеобщей грамотности уже не так много людей, хорошо знающих Священное Писание. Настоящее издание должно помочь всем, кто хочет внимать Слову Божию.
В отличие от других русских изданий такого рода (Верничеродская Симфония 1925 г., Симфония, т. 1 А-Г, М., 1988) Библейский Богословский Словарь священника Василия Михайловского дает не алфавитный перечень слов, употребляемых в Библии, но расположенные в азбучном порядке темы, с подробными аналитическими подразделениями внутри каждой темы. При пользовании обыкновенной симфонией-указателем приходится искать целый ряд слов, относящихся к искомой теме, и самостоятельно приводить в систему найденные в разных местах Библии тексты. В предлагаемом словаре каждая статья объединяет все тексты, относящиеся к данной теме, причем сама тема может быть обозначена и таким словом, которое не употреблено в Библии, если оно наиболее удобно по смыслу, например, Елеосвящение. Для сравнения отметим, что Верничеродская Симфония, конечно, приводящая слова Елей и Масло, с протестантской тенденциозностью опускает ключевые тексты Мк. 6:13; Иак. 5:14–15, относящиеся к Таинству святого Елея! Интересно отметить, что статья Елеосвящение, как и множество других статей из Словаря священника Михайловского, в полном виде вошла в Библейский Словарь протестантского пастора Б. Гёце (Варшава, 1938; Стокгольм, 1978), хотя Гёце ни словом не помянул православного священника, трудом которого он широко воспользовался.
Предлагаемый Словарь, будучи полезным подспорьем для всякого читателя Слова Божия, особый интерес представляет для проповедников, катехизаторов, преподавателей церковно-приходских школ и законоучителей.
При пользовании Словарем следует учитывать, что первое его издание вышло в 1872 году, еще до того, как была издана полная Библия в переводе на современный русский язык, что произошло в 1876 году, когда по благословению Святейшего Синода была издана полная русская Библия. Поэтому составитель не мог еще воспользоваться полным священным текстом, утвержденным Священноначалием; он прибегал к различным переводам, которые в то время печатались в церковных периодических изданиях в порядке подготовки к официальному изданию Библии... Влияние славянской Библии ощущается даже в названиях книг: Солуняне вместо Фессалоникийцы, Апокалипсис вместо принятого в русском издании названия Откровение. Читатель не удивится поэтому, заметя в текстах, приводимых в Словаре, некоторые несовпадения с буквой Синодального перевода Библии.
В черезвычайно богатой дореволюционной богословской и духовной литературе составитель настоящего словаря протоиерей Василий Яковлевич Михайловский занимает свое место. Родившись в 1834 году, он в 1859 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и священствовал в Граде Святого Петра, активно участвуя в деле духовного просвещения народа. Общий тираж его изданий, включая картины и церковно-исторические карты-листки для народного чтения, составил колоссальное для своего времени число, превысив полмиллиона экземпляров. Многочисленные проповеди его печатались в церковных журналах и газетах. Для гимназий он составил несколько учебников по Закону Божию. Главные научные труды протоиерея В. Михайловского «Святый апостол Павел», «Очерки истории христианской Церкви», «О римско-католической церкви», «Англиканская церковь и ее отношение к Православию», «Нынешние несториане, их учение и богослужение». Общий список трудов нашего автора составляет более ста названий. Протоиерей В. Михайловский состоял также членом различных церковных и благотворительных учреждений и обществ.
Возрождая осуществлявшуюся в прежней русской Церкви не идеологическую, но живую соборность, помянем, среди сонма потрудившихся на ниве Христовой, протоиерея Василия, исполнившего слово Апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12).
Протоиерей В. Асмус
* * *
Предлагаемый словарь особенно полезен при составлении проповедей, при ученых исследованиях, при благоговейном чтении и изучении Слова Божия в семейном кругу.
Французский подлинник Словаря содержит тексты только из канонических книг Св. Писания.