Неоведанти́стский подхо́д к Би́блии
Неоведанти́стский подхо́д к Би́блии, понимание Библии в свете религиозных систем неоведантизма, который возник в Индии как модернизированная форма древней монистической доктрины Веданты, в свою очередь восходящей к Упанишадам (1-е тыс. до н.э.).
Принципы неоведантизма развивали последователи индийского аскета Рамакришны (1836–1886), согласно которому Иисус Христос, Будда, Магомет и другие основатели религий – воплощения одного и того же верховного Божества. Хотя представители неоведантизма различаются по своим философским воззрениям, общим для них остается тезис Веданты: мир есть манифестация, проявление Абсолюта, и, следовательно, в каждой религии содержатся зерна истины. Неоведантизм пытался создать модель *«универсальной религии», которая включала бы все вероисповедания мира.
Одним из крупнейших философов неоведантизма был Свами Вивекананда (1863–1902). Созданная им «Миссия Рамакришны» пропагандирует единение религий под эгидой неоведанты и йоги. С этой целью «Миссия» распространяет *апокриф, согласно которому Христос учился у индийских мудрецов. Он был «Светом Востока на Западе»; Его учение якобы тождественно индийскому монизму. По толкованию С.Радхакришнана (1888–1975), Евангелие будто бы свидетельствует о человеческом несовершенстве Христа. Только открыв Свое единство с высшим Божеством (Кришной), Христос обрел полноту Божественного самосознания. Радхакришнан интерпретирует слова «Я и Отец – одно» (Ин 10:30) в ключе неоведантистского монизма, что бесконечно далеко от их подлинного библейского смысла.
Неоведантизму в высшей степени чужда идея Воплощения в ее христианском понимании, т.к. она противоречит самой сути монизма, по которому дух человека единосущен Богу. Утверждение о генетической связи Евангелия с Индией, заимствованное неоведантистами из *теософии, абсолютно беспочвенно. Признавая принцип религиозной терпимости, провозглашенный неоведантистами, христианство, однако, решительно отклоняет притязание их доктрины на роль «универсальной религии». Оно видит в древних учениях Индии такую же прелюдию к *Откровению Нового Завета, какой, по словам отцов Церкви, была на Западе античная философия; христианство никогда не сможет принять такое понимание личности Христа, которое делает Его лишь одним из учителей человечества.
В православной литературе единственным трудом по неоведантизму является 3-томная «Мистическая трилогия» М.В.Лодыженского (Пг.,1914–1917). 1-й ее том (Сверхсознание, Пг.,19153) посвящен сравнению христианского подвижничества с учением неоведантизма и родственных ему оккультных доктрин.
● Костюченко В.С., Вивекананда, М., 1977; его же, Классическая Веданта и неоведантизм, М.,1983; Литман А.Д., Современная индийская философия, М.,1985; Роллан Р., Жизнь Вивекананды. – Вселенское Евангелие Вивекананды Матма Ганди, Собр. соч., М.,1936, т.19–20; Mathai P.S., A Christian Approach to Bhagavadgita, Calcutta, 1956.