прот. Александр Мень

Источник

Неповрежде́нность те́кста Би́блии

Неповрежде́нность те́кста Би́блии, богословское понятие, означающее, что текст боговдохновенных книг сохранился со времени их включения в *канон без искажения его вероучительного смысла.

Учение о Неповрежденность текста Библии не исключает возможности ошибок и *разночтений в *рукописях священных книг. Выявлению этих ошибок, описок, пропусков, неверных прочтений и т.д. посвящена специальная библейская дисциплина (см. статью *Текстуальная критика). Однако многовековая работа текстологов, начиная с времен *Оригена и *Лукиана Антиохийского, показала, что вкравшиеся в текст погрешности и разночтения не затрагивают важнейших догматических истин, которые возвещаются Писанием. В христианской Церкви порукой тому был постоянный контроль Церкви, вынужденной бороться с еретиками. Так, *Тертуллиан указывал на недопустимую вольность по отношению к тексту Нового Завета у *Маркиона. Существовало также подозрение, что иудаистские переписчики в антихристианских целях сознательно искажали текст Ветхого Завета. Против этого предположения высказывался уже блж.*Иероним (Толкование на Ис., гл.6). В 19 в. дискуссия вокруг вопроса о Неповрежденности текста Библии возобновилась в связи с переводом Библии на русский язык. Митр. Макарий (Булгаков) писал:

«Несправедлива мысль, якобы иудеи существенно повредили ветхозаветные книги после пришествия Христа. Этого они не могли сделать – а) уже вследствие рассеяния своего, а вместе с ними и рассеяния экземпляров Библии по лицу почти всей земли; б) потому, что многие из иудеев, с самого начала Христианства, вступали в недра Церкви Христовой и приносили в нее с собою экземпляры еврейской Библии, которые, конечно, должны были сохраниться от порчи, хотя бы все прочие списки, оставшиеся в руках иудеев, не уверовавших в Мессию, и были как-нибудь, по злонамеренности, ими повреждены; в) по причине существования между этими иудеями двух взаимно неприязненных сект, секты раввинистов, жарких ревнителей предания, и секты караитов, строго держащихся буквы Писания; если бы масореты (раввинисты), как некоторые предполагают, точно сделали важные и существенные изменения в священном тексте, – этих изменений никогда не согласились бы принять караиты, и между списками тех и других долженствовала бы быть разность; но такой разности нет. Достойно замечания и – г) то, что если бы иудеи, из ненависти к христианам, решились поднять святотатственную руку на свою Божественную Библию, они, без сомнения, всего прежде испортили бы в ней те разительные пророчества, которые служат одною из коренных основ нашей веры и первым обличением их неверия и ожесточения; но такие пророчества все целы» (Введение в Православное богословие, СПб, 18633, с.308).

К тем же выводам пришел и профессор Московской Духовной академии *Горский-Платонов в своей полемике со свт.*Феофаном (Говоровым) по поводу неповрежденности *масоретского текста. После находки *Кумранских текстов различие между *Септуагинтой и масоретской Библией нашло свое объяснение не в намеренной порче Писания, а в существовании еще до н.э. нескольких *рукописных традиций. Тем не менее эти различия, как и ошибки переписчиков, не затрагивают сущности библейского вероучения. Как справедливо указывает профессор Ленинградской Духовной академии прот. Л.Воронов, с утратой оригиналов священных книг «не произошло ничего непоправимого для жизни Церкви. Тот, кто верит во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, ни минуты не сомневается в том, что дух и смысл (выд. наше. – А.М.) Слова Божия вечно живет в священном Апостольском Предании Церкви... И хотя по мере распространения копий священного текста в рукописном материале неизбежно возникали и множились ошибки и отклонения от подлинников, Церковь, руководствуясь своим пониманием и толкованием священного текста или Священным Преданием, производила безошибочный отбор тех чтений, которые верно выражали и общий дух ее веры, и смысл, вложенный в то или иное место текста святыми отцами» (Прот. Воронов Л., Слово Божие в жизни Церкви, ЖМП, 1987, №3,4).

*Вигуру Ф., Руководство..., М., 19162, т.1; МакДауэл Дж., Неоспоримое свидетельство, Чикаго, 1987.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle