прот. Александр Мень

Источник

Казе́лль

Казе́лль (Cazelles) Анри, священник (1912–2009), французский католический библеист. Родился в Париже. Получил высшее социологическое образование. Доктор права (с 1935). Рукоположен в Парижской епархии (1940). Доктор богословия (с 1943). В 1942–1954 профессор кафедры Священного Писания Ветхого Завета в Духовной семинарии св. Сюльпиция, а затем в Католическом институте в Париже (1954–1981). Состоял членом *Папской библейской комиссии; входил в комитет по библейским изданиям. Почетный член ряда востоковедческих и библейских обществ; был президентом французской католической Ассоциации по изучению Библии.

Казелль вошел в библейскую науку, вооруженный обширными познаниями – юридическими и лингвистическими. Будучи правоведом, в первую очередь занялся изучением законодательных книг Ветхого Завета и написал в 1943 исследование о *Книге Завета. Анализируя ее содержание и структуру и сравнивая ее с законами *Древнего Востока, Казелль приходит к выводу, что эта книга могла быть составлена в Моисееву эпоху, когда израильтяне осели в Заиорданье. Работа была опубликована только после войны («Etudes sur le Code de l’Alliance», P., 1946).

Для трудов Казелля характерны строго научная методология, глубокое знание первоисточников и древней истории, которые совмещаются со столь же строгой церковной ориентацией. Принимая в целом выводы *новой исагогики, он, однако, не считает полностью доказанными все теории, восходящие к школе *Велльхаузена. Он указывает на три основных недостатка этой школы:

1) *исторический эволюционизм, отрицающий все сверхъестественное;

2) недооценка данных древневосточной библейской *археологии;

3) упрощенное деление *Пятикнижия на *нарративные и законодательные части, в то время как многие древние законы как раз и составляли одно целое с нарративными разделами. Тем не менее, главный тезис школы о постепенном формировании *Торы рассматривается Казеллем как вполне обоснованный и потому приемлемый. Такие черты Пятикнижия, как наличие *дублетов и *триплетов, разрывов в повествовании, лексических и стилевых различий внутри текста, доказывают, по мнению Казелля, что христианское богословие должно понимать *авторство Моисея не буквально, а в широком смысле. Закон является «Моисеевым» не потому, что каждое его слово написал сам пророк, а потому, что ведет от него свое начало.

Создание Торы в ее нынешнем виде есть часть Домостроительства священной истории, акт Промысла Божьего. Историко-литературная критика и *историческая критика, пишет Казелль, «могут показать, как при Моисее и после него Бог поэтапно вел к завершению “Израиля Божия” (Гал.6:16). Литературное, историческое и социальное исследование различных пластов Пятикнижия открывает нам, как Бог давал своему народу одно установление за другим – от Моисеева завета до конечного осуществления Царства Божия во Христе. Он – исполнение Закона, в нем основание Царства... Гипотезы критиков, поскольку они опираются на объективные и надежные критерии, позволяют нам увидеть этот синтез в целом и лучше понять всю силу Нового Завета».

Среди работ Казелля следует упомянуть очерк «Рождение Церкви» («Naissance de l’Eglise», P.,1968), в котором апостольская община Иерусалима показана в контексте иудейских *течений и сект 1 в., и монографию «Библейский Мессия» («Le Messie de la Bible», P.,1978) со знаменательным подзаголовком «Христология Ветхого Завета». Это исчерпывающий обзор ветхозаветного *мессианизма, образы которого вошли в но возаветную *христологию.

♦ Loi Israélite, DBSpl., 1957, t.5; La Tora, RFIB, v.1; A la Recherche de Moïse, P., 1979; проч.труды см. в кн.: De la Tora au Messie: Mélanges bibliques et orientaux en l’honneur de M.Henri Cazelles, Neukirchen, 1981; Histoire politique d’Israël jusqu’à Alexandre, P., 1983.

● WBSA, p.38.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle