Казуисти́ческие и аподикти́ческие зако́ны Пятикни́жия
Казуисти́ческие и аподикти́ческие зако́ны Пятикни́жия, две формы законов, выделенные экзегетами *«истории форм» школы (гл.обр. *Альтом). Казуистические законы (от лат. casus – судебный прецедент) характеризуются учетом определенных условий жизни и обстоятельств (например, «Если кто раба своего ударит в глаз или служанку свою в глаз, и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз», Исх.21:26).
Со времени открытия кодекса вавилонского царя *Хаммурапи (1901) библейская *археология получила в свое распоряжение целый ряд древневосточных судебников. Многие из них содержали казуистические законы, совпадающие, порой почти буквально, с юридическими частями *Пятикнижия. Из этого был сделан вывод, что библейское законодательство включило в свой состав элементы правовых норм, принятых у соседних народов. Это включение могло происходить лишь в контексте оседлого образа жизни. Поэтому экзегеты относят их либо к послемоисееву времени, либо к последним годам жизни Моисея. Напротив, аподиктические законы (от греч. ἀποδεικτικός – неопровержимый, абсолютный) не привязаны к месту и времени (пример аподиктического закона – *Декалог) и могут датироваться кочевым периодом.
● *Киттель Р., История еврейского народа, М.,1917, т.1; *Alt A., Die Ursprünge des Israelitischen Rechts, Lpz., 1934.