прот. Александр Мень

Источник

Олесни́цкий

Олесни́цкий Аким Алексеевич (1842–1907), русский православный библеист, исследователь Ветхого Завета Родился на Волыни в семье протоиерея; окончил Киевскую Духовную академию (1867), где был оставлен преподавателем еврейского языка и библейской *археологии. В 1868 получил степень магистра за рукописный труд о И.Канте. В 1873 Олесницкий направлен в *Палестину для изучения ее древних памятников. Впоследствии он посещал Святую Землю неоднократно (1886, 1889, 1891) и стал фактически первым русским специалистом по библейской археологии в ее новом понимании.

Результатом его первой научной поездки явился труд «Святая Земля, т.1: Иерусалим и его древние памятники; т.2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи» (К.,1875–1878), за которую он получил звание доктора богословия. В 1881 Олесницкий избран инспектором КДА. С 1883 ординарный профессор академии. В 1899 вышел в отставку. По словам его ученика *Рыбинского, он был «ученым в настоящем смысле этого слова; для него не существовало других интересов, кроме научных». Обширная эрудиция, знание восточных языков (еврейского, сирийского, арабского) сочетались в нем с тонким критическим чутьем, склонностью к широким обобщениям. В памяти учеников он остался не только как ученый, но и как «глубоко религиозный человек, а в обращении – простой, скромный и младенчески незлобивый» (А.Войтков).

Олесницкому принадлежит ряд оригинальных гипотез. Одни из них уже утратили свое значение (например, гипотеза о том, что 1–2 Пар. были источником для 1–4 Цар.), но другие сохраняют ценность и поныне. Так, в работе «Книга “Песнь Песней” (Шир га-Ширим) и ее новейшие критики» (К.,1882) он не только дал обзор всех исагогических теорий о Песн., но и предложил свою. Согласно Олесницкому, невеста в Песни Песней есть символ Святой Земли и описания ее отражают времена года в Палестине. Олесницкий внес значительный вклад в изучение ветхозаветной *поэтики *Талмуда, оставил подробное описание мегалитических памятников Палестины доисторических и исторических времен, предложил свою реконструкцию Иерусалимского храма. Он также перевел Ис., Иер., Иез. и Дан. (ТКДА, 1865–1873).

Перу Олесницкого принадлежит краткий исагогический курс, являющийся компендиумом святоотеческих воззрений на время, *авторство и обстоятельства написания священных книг («Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. Отцов и Учителей Церкви», СПб.,1894). Кроме библ. тем, Олесницкий много внимания уделял церковно-общественным, нравственным и апологетическим вопросам (см. статьи, указанные в некрологах).

♦ Из талмудической мифологии, ТКДА, 1870, №1,2,4,8; Древнееврейская музыка и пение, там же, 1871, №11–12; Ритм и метр в ветхозаветной поэзии, там же, 1872, №10–12; Судьбы древних памятников Святой Земли, К.,1875; Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Р.Х., ТКДА, 1876, №3; Вопрос о новейших открытиях моавитских древностей, там же, 1877, №10; О том, как д-р Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом, там же, 1878, №3; Вставки в книгу И.Навина 21,42 и 24,30 по поводу 70-ти и мнение о них, ЧОЛДП, 1878, №1; Гробница Аарона на горе Ор, ТКДА, 1879, №3; Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении Ветхого Завета, там же, 1879, №5; Государственная летопись царей Иудейских, или книги забытые (Паралипоменон), там же, 1879, №8,12; Государственная израильская летопись, или книга царей Херема, там же, 1880, №5; Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики, К.,1884; По вопросу о раскопках 1883 г. в русском месте в Иерусалиме, СПб.,1887; О древнем имени Божием, ТКДА, 1887, №5; Ветхозаветный Храм в Иерусалиме, СПб.,1889; Мегалитические памятники Святой Земли, СПб.,1895.

● Статьи *Глаголева А.А., *Рыбинского, Войткова А. см. в ТКДА, 1907, №10, посвященных памяти Олесницкого; НЭС, т.29.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle