Кени́тская гипо́теза
Кени́тская гипо́теза, библейско-историческая концепция, согласно которой Моисей и, следовательно, ветхозаветная религия испытали на себе влияние религиозных воззрений племени кенитов (кенеян). Одним из первых Кенитскую гипотезу предложил в 19 в. немецкий библеист *Штаде. Кенитская гипотеза исходит из сообщений (Исх.2:13–22; 3:1; 18; Числ.10:29; Суд.1:16; 4:11), где сказано о кенитском священнике из страны Мадиам (юг Синая). Этот священник чтил истинного Бога, и Моисей, взяв в жены его дочь, пользовался его советами. По Кенитской гипотезе, Моисей мог получить от кенитов, в частности от своего тестя, некоторые религиозные представления. Многие кениты впоследствии присоединились к израильтянам. В (Числ.24:22) кениты названы именем Каина (имя это связывается с арамейским קינאה, кенаа́ – кузнец). Возможно, они считали Каина своим *эпонимом и сказания Книги Бытия о Каине заимствованы бытописателем из кенитских преданий.
● *Киттель Р., История еврейского народа, М.,1917; *Klinger M., Tajemnica Kaina, Warsz., 1981 (с библиографией); *Rowley H., From Joseph to Joshua, L.,1950, p.149; *Stade B., Das Kainszeichen, ZAW, 1894, Bd.14, S.250–318.