Паралипоме́нон, 1–2 кни́ги
Паралипоме́нон, 1–2 кни́ги, канонические писания Ветхого Завета, входящие во 2-й цикл *Исторических книг (см. статью *Хронист). Еврейское название книг הימים דברי, дивреи́ ха-йами́м, можно перевести как «дела (минувших) дней». Греческое название Παραλειπόμενον означает «Пропущенное». По-видимому, переводчики, давшие 1–2 Пар. это название, рассматривали их как дополнение к 1–4 Цар., включающее то, что там было пропущено. В *Вульгате это название заменено на «Книгу Летописи» (Libri Chronicorum). 1 Пар. содержит 29, а 2 Пар. – 36 глав. По содержанию 1 Езд. является продолжением 2 Пар. В еврейской традиции 1–2 Пар. относятся к разделу *Кетувим.
Содержание и композиция Пар. Обе книги представляют собой единое целое в двух частях. Повествование открывается генеалогией (см. статью *Жанры литературные), которая восходит к Адаму и завершается родословной потомков 12 сыновей Иакова. Далее автор излагает историю судей и царей и доводит ее до 538 до н.э., когда Кир освободил иудеев из Плена. Основное внимание сосредоточено на царстве Иудеи (события истории *Ефрема отодвинуты на второй план), что указывает на происхождение писателя из Южного еврейского царства.
1–2 Пар. всюду подчеркивают роль духовенства, подробно описывают богослужение и праздники, часто перечисляют имена членов левитских родов. В сравнении с этими особенностями значительно меньше в 1–2 Пар. уделено места фактам, которых нет в Цар. В сущности, книги являются *девтерографом 1-го цикла Исторических книг. По словам прот.*Князева, автор пишет не просто историю древних иудеев, а «историю ветхозаветной Церкви»; для него центральным событием этой истории является сооружение Иерусалимского храма. «Он, следовательно, пишет храмовую историю, при этом хочет писать идеальную историю израильской общины. Поэтому он стилизует некоторые образы и некоторые факты истории». В какой-то степени 1–2 Пар. можно отнести к жанру *мидрашей.
1–2 Пар. принято делить на 4 основные части:
1) пролог, содержащий родословие лиц, упомянутых в Пятикнижии (1Пар.1–9);
2) Давид как образец великого царя (1Пар.10–29);
3) грехи Иудеи и возмездие за них в истории от Соломона до Плена (2Пар.1–36:21);
4) заключение: эдикт Кира (2Пар.36:22–23).
Авторство и датировка. Очевидная тесная связь между 1–2 Пар. и 1 Езд., вероятно, и навела толкователей на мысль, что Ездра был их общим автором. Этот взгляд сложился в раввинистической традиции *междузаветного периода и был воспринят многими отцами Церкви. Блж.*Феодорит Киррский, впрочем, считал, что 1–2 Пар. были составлены несколькими писателями (Толкование на 3 Цар., вопрос 41). В 1670 *Спиноза впервые выдвинул предположение, что 1–2 Пар., 1 Езд., Неем. были написаны после Ездры неизвестным иерусалимским священником. Постепенно эта точка зрения вытеснила прежнюю, и в настоящее время ее разделяет большинство библеистов. Поскольку Книги Ездры-Неемии завершаются описанием событий конца 4 в., принято считать, что 1–2 Пар. были составлены около 300 до н.э. Автор их пользовался многими источниками («Книга царей Иуды и Израиля», «Записи пророка Самуила», «Записи пророка Нафана» и другими). Некоторые его сведения (например, о царствовании Иосии) имеют большую историческую ценность.
Богословский смысл 1–2 Пар. определяется взглядом священного автора на народ Божий не как на племенное объединение или нацию, а как на религиозную Общину, Церковь, которая не совпадает с эмпирическими Израилем и Иудеей. Все, кто оказывался неверен Закону, Завету, Храму и дому Давидову, тем самым вычеркиваются из священной истории, которая превращается в историю *остатка Господня. Эта история состоит из промыслительных событий, которые вразумляли и очищали верующих, проводя их через испытания.
● Свящ.*Глаголев А., Вторая книга Паралипоменон, ТБ, т.3; *Олесницкий А.А., Государственная летопись царей Иудейских, или книги забытые (Паралипоменон), ТКДА, 1879, №8,12; его же, Государственная израильская летопись, или книга царей Херема, ТКДА, 1880, №5; П.Б., Историческая достоверность книг Паралипоменон, ЧОЛДП, 1890, кн.2; *Петровский А., Первая книга Паралипоменон, ТБ, т.3; *Царевский А.С., Происхождение и состав 1 и 2 книг Паралипоменон, К.,1878; *Юнгеров П.А., Происхождение и историчность книг Паралипоменон, ПС, 1905, №9; Mеyers J.M., 12Chronicles, Garden City (N.Y.), 1965; прочую иностранную библиографию см. в JBC, v.1; NCCS; PCB; RFIB; см. также статьи: *Ездры 1–3 Книги; *Исторические книги; *Комментарии библейские; *Толковые Библии; *Хронист.