Паска́ль
Паска́ль (Pascal) Блез (1623–1662), французский математик, физик и католический мыслитель.
Следуя рациональным методам в сфере естествознания, Паскаль отвергал *рационализм в области веры и богословия. Согласно Паскаль, человек познает истину всем своим существом, а не только рассудком, и на этом основании Паскаль отрицал убедительность чисто логических «доказательств бытия Божьего». Роль «сердца» и мистической интуиции в религии подтверждалась для ученого пережитым им опытом Богоприсутствия, который оказал решающее влияние на его жизнь и мировоззрение. Паскаль был близок к последователям Янсения, группировавшимся вокруг Пор-Рояльского монастыря. В этом монастыре Паскаль провел последние годы, ведя подлинно подвижническую жизнь. В Пор-Рояле у него созрел план книги «Апология христианской религии», над которой он трудился полтора года, но завершить не успел. Остались лишь наброски и афоризмы, получившие позднее название «Мыслей», или «Мыслей о религии» (изданы посмертно в 1669; рус. пер.: «Мысли о религии», М.,1892). Эта всемирно известная теперь книга Паскаля много внимания уделяет Библии.
В Священном Писании Паскаль находит ответ на загадку человека – существа одновременно великого и ничтожного, который стоит выше всей природы, но в то же время порабощенного страстями. Ответ Библии заключен в учении о грехопадении. То, что «природа человеческая повреждена и отпала от Бога», обусловлено этой «незаметной точкой». Паскаль считает, что грехопадение «совершилось при условиях, совершенно отличных от наших, и которые мы постичь не в силах». Следуя некоторым отцам Церкви, он толкует сказание Быт.3 аллегорически («Змий – это чувства и наша природа, Ева – чувственное вожделение, а Адам – разум»). Именно в понятии первородного греха есть, по Паскалю, ключ к пониманию немощи человека, и в нем же содержится зерно надежды на его спасение. Полное познание этой тайны недоступно разуму, что вполне естественно, если учесть его ограниченность. «Последним выводом разума, – пишет ученый, – должно быть признание, что существует бесчисленное множество вещей, его превосходящих».
Паскаль подчеркивает, что библейское учение не просто констатирует поврежденность человеческой природы, но и указывает на сотериологическую цель творения (см. статью *Сотериология библейская). Бог дает людям обетование спасения. Сначала это обетование открывается израильтянам, народу со «странной и необыкновенной историей». Их религия, запечатленная в книгах Ветхого Завета, имела «единственную конечную цель». Эта цель – «любовь к Богу», Который обещал израильтянам и всему миру Избавителя. О Нем говорили пророки, но говорили прообразовательно. Иудеи, которые понимали это, приняли Его, а кто толковал *прообразы буквально, отвергли. «Кто будет судить о еврейской религии по ее грубым представителям, – пишет Паскаль, – тот плохо узнает ее. Она ясно изображена в священных книгах и в передаче пророков, которые достаточно показали, что понимали Закон небуквально. Так и наша религия, божественная в Евангелиях, апостолах и предании, смешная в устах ее дурных истолкователей».
Паскаль дает классификацию прообразов и указывает, что во Христе Библия являет собой духовное единство. «Оба Завета взирают на Иисуса Христа: Ветхий – как на свою надежду, Новый – как на свой образец, оба – как на свое средоточие». Особенно подчеркивает Паскаль земное уничижение Христа («Историки, описывающие только важные государственные события, едва Его заметили»). Для подлинного познания Его нужны вера, любовь и подвиг. Без этого Библия остается закрытой книгой. «Завеса, закрывающая книги Писания от иудеев, закрывает их и для плохих христиан». Все ветхозаветные обряды служат символами и средствами для ограждения общины. С внешней точки зрения, в Ветхом Завете главными были Закон, Храм, правила, но это лишь оболочка. «Я утверждаю, – пишет Паскаль, – что религия иудеев заключалась совсем не в этом: единственным выражением ее должна была быть любовь к Богу, и Бог осуждал все остальное». В Откровении Ветхого Завета и в Евангелии Иисуса Христа с человеком говорит не только «Бог геометрических истин и стихийного порядка». Он есть Бог живой, «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан, Он есть Бог любви и утешения; это Бог, наполняющий верные Ему души».
♦ Œuvres complètes, P.,1964; в рус. пер.: Письма к провинциалу, СПб., 1898 (полемика Паскаля против злоупотреблений иезуитов); Мысли, М., 1902 (др. изд. и пер.: СПб.,1843, 1888, 1892, 1899, 1995; БВЛ, 1972).
● *Арсеньев Н., Паскаль, в его книге: О жизни преизбыточествующей, Брюссель, 1966; Бутру Э., Паскаль, СПб.,1901; Гуляев А.Д., Этическое учение в «Мыслях» Паскаля, Каз.,1906; Кляус Е.М., Погребысский И.Б., Франкфурт У.И., Паскаль, М.,1971; Лебедев А., Философия и христианская религия в их взаимоотношении по воззрениям Б.Паскаля, «Странник», 1914, №12; Орлов А.И., Французский ученый Влас Паскаль. Его жизнь и труды, М.,1889; Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII веков, М.,1984; Стрельцова Г.Я., Паскаль, М.,1979; Тарасов Б.Н., Паскаль, М.,1979 (в этой и предыдущей работах указана основная иностранная библиография); Филиппов М.М., Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность, СПб.,1891.