Па́стырские посла́ния
Па́стырские посла́ния св. апостола Павла, три канонических книги Нового Завета (1–2 Тим., Тит.), объединенные по принципу общности их содержания (наставления служителям Церкви). Название Пастырские послания было дано им в 18 в. Древнейшая *рукопись (Р 32) датируется концом 2 в.
Включение Пастырских посланий в *канон Нового Завета. В каноне *Маркиона (ок.140) Пастырские послания отсутствуют, но они названы в *Мураториевом каноне (ок.170). Есть основания считать, что сщмч.*Поликарп Смирнский знал эти послания как Павловы. К концу 2 в., как свидетельствуют древние манускрипты, Пастырские послания были повсеместно включены в Новый Завет.
Адресаты и цель Пастырских посланий. Оба лица, к которым обращены послания, известны из других книг Нового Завета. Тимофей был уроженцем малоазийского города Листры, сыном грека и еврейки. Он обратился в юном возрасте и стал спутником апостола Павла во время его 2-го и 3-го путешествий. Он находился при нем в Кесарии и во время римских «уз» апостола. Из 1–2 Тим. следует, что Павел оставил Тимофея в качестве руководителя Эфесской церкви, а затем просил его прибыть к нему в Рим. Тимофей был любимым учеником апостола, который называл его своим «сыном». Он пользовался любовью и уважением во многих общинах и содействовал примирению Павла с коринфянами (см. Деян.16:1; Рим.16:21; 1Кор.16:10–11; 2Кор.1:1,19; Флп.2:19; Фес.3:2).
Тит был греком, обращенным еще до «апостольского собора» 49 г. Он сопровождал апостола в его путешествиях, выполнял его поручения. Согласно Посланию к Титу, в последние годы жизни апостола Павла Тит был руководителем церкви о. Крита (см. 2Кор.2:13; 7:6, 13–14; 8:16,23; 12:18; Гал.2:1,3).
Содержание и композиция Пастырских посланий. 1 Тим. содержит 6 глав. В этом послании апостол предостерегает Тимофея против тех, кто считает заповеди Закона ненужными. Истинная вера проявляется именно в соблюдении заповедей (1Тим.1:1–20). Далее следуют наставления о молитве, в частности за гражданские власти, а также излагаются принципы руководства общиной. Среди руководителей названы «епископы», «пресвитеры» и «диаконы» (1Тим.2–3). Апостол полемизирует с некими «обольстителями», в которых можно видеть предшественников гностицизма (их мифологию он называет «бабьими баснями»). Павел надеется, что вскоре посетит Эфес (1Тим.4). В заключительных 5–6 главах апостол снова возвращается к теме общинной жизни.
2 Тим. (содержит 4 главы) отражает трудный момент жизни апостола. Он находится в заключении и ждет суда. Павел уверен, что станет «жертвою» и что приблизился конец его земного служения. Он сетует на учеников, большинство которых покинуло его («один Лука со мною»). Когда апостол в первый раз стоял перед судьями, с ним никого не было, кто бы выступил в его защиту. Глубоко тревожат Павла христиане, отошедшие от здравых основ учения, забывшие, что эти основы строятся на боговдохновенном Писании (2Тим.3:13–16). Заблуждение и грехи будут еще возрастать, и это есть признак «последних дней» (2Тим.3:1–6).
Послание к Титу состоит из 3 глав. В нем содержится наставление о епископском служении, почти тождественное с наставлением в 1 Тим. Там также апостол говорит о лжеучителях, упоминая, в частности, «иудейские басни» (вероятно, речь идет об *оккультных толкованиях Библии, предшествовавших *каббале). В Тит. впервые употребляется слово «еретики» (Тит.3:10). Заблудшего апостол рекомендует вразумлять, а если это не достигнет цели, оставить, ибо он «самоосужден». Апостол пишет из греческого города Никополя, где собирается провести зиму.
Особенности Пастырских посланий, их авторство и датировка. Все три Пастырских послания отличает сходство стиля, языка и содержания, что и позволило объединить их в отдельную группу. Их особенности можно свести к след. пунктам:
1) Пастырские послания подразумевают более сложную иерархическую организацию церковных общин, чем та, которая имеется в виду в ранних посланиях;
2) они написаны в период проникновения в среду христиан гностических учений;
3) в литературном отношении Пастырские послания стоят особняком среди других посланий апостола Павла. В частности, из общего числа 846 слов 306 отсутствуют в других посланиях;
4) в них мало тем, которые составляли основное содержание Павловых посланий.
На основании этих особенностей И.*Айххорн (1812), *Баур (1845), Г.Ю.*Хольцманн (1890) отнесли Пастырские послания к псевдонимным произведениям, написанным во 2 в. (см. статью *Псевдонимы). Некоторые экзегеты (*Гитциг, *Ренан, *Гарнак) высказали предположение, что в Пастырских посланиях, особенно во 2 Тим., содержатся отрывки из подлинных писем апостола и отзвуки достоверных преданий о нем. *Папская библейская комиссия (1913) отстаивала подлинность Пастырских посланий, однако в настоящее время многие католические библеисты считают их «вторичными», т.е. вышедшими, как и Евр., из круга учеников Павла.
Русские православные исследователи и некоторые видные западные (*Иеремиас, *Жобер, *Серфо) полагают, что особенности Пастырских посланий не могут служить доказательством их неподлинности. Они допускают, что к концу 60-х гг. 1 в. христианские общины могли иметь более сложную иерархическую структуру (тем более что в других книгах Нового Завета уже упоминаются епископы, пресвитеры и диаконы: (Деян.14:23; 20:17; Флп.1:1). Впрочем, в 1 Тим еще нет того различия между степенями священства, которое установилось позднее, когда возник монархический епископат (ср.3:1 и 3:12). Учения гностического типа развились во 2-й половине 2 в., но должны были иметь предшественников в 1 в. Специфика языка и словаря может объясняться новыми условиями жизни Церкви в период, когда писались Пастырские послания. Учительная направленность Пастырских посланий определила отсутствие в них тем, свойственных другим посланиям. «Обращенные к близким ученикам апостола Павла, – пишет еп.*Кассиан (Безобразов), – они не являются столь личными, как, например, Флм. или послания к Македонским Церквам... Он [Павел] пишет с властью, но задача его – не догматическая, а чисто практическая, деловая. Он озабочен подготовкою себе преемников, которые возьмут на себя бремя его служения. Догматическое учение Пастырских посланий совпадает с догматическим учением посланий из уз».
● Свящ.Кибальчич И., Опыт объяснения Посланий св. апостола Павла к Тимофею и Титу, К.,1888; прот.*Клитин А., Подлинность посланий св. Апостола Павла к Тимофею и Титу, К.,1887; Пастырские послания, пер. с франц., К., 874; Полянский П. (митр. *Петр), Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею, Серг.Пос.,1897; *Розанов Н.П., Пастырские послания, Колледжвиль, 1960 (Ркп.МДА); *Троицкий Н., Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу, Каз.,1894; еп.*Феофан (Говоров), Толкование «пастырских» посланий св. апостола Павла, М.,1894; *Dibelius M., Die Pastoralbriefe, Tüb.,1931; Houlden J.L., The Pastoral Epistles, Harmondsworth (Eng.), 1976; Holtz T., Der Erste Brief an die Thessalonicher, Z.,1986; *Jeremias J., Die Briefe an Timotheus und Titus. Der Brief an die Hebräer, Gött.,1963; Karris R.J., The Pastoral Epistles, Collegeville, 1981; Quinn J.D., The Pastoral Epistles, BTD, 1985, №4; Robinson T.A., Grayston and Herdan’s «C»-quantity Formula and the Authorship of the Pastoral Epistles, «New Testament Studies», 1984, v.30, №2; прочую русскую и иностранную библиографию см. в статьях: *Павла апостола послания; *Комментарии библейские; *Новый Завет; *Толковые Библии и в JBC, v.2; NCCS; NCE, v.10, p.1077; PCB; RFIB, t.2; RGG, Bd.5, S.195–199.
Патриархи, племенные вожди, стоявшие у истоков истории народа Божьего. Само греческое слово πατριάρχαι появилось лишь в первые века н.э. и соответствует еврейскому слову אבות, авот, (пра)отцы. Иногда словом Патриархи обозначались все праотцы человеческого рода, упомянутые в (Быт.1–2); но в библейской науке это название прилагается лишь к лицам, жившим в 19–17 вв. до н.э. (Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям). Значение Патриархов, или отцов, определяется тем, что Бог *Откровения назван в Библии «Богом отцов» (Исх.3:13; Втор.4:37; 12:1; Суд.2:12; 4Цар.21:22; 1Пар.5:25 и др.). Именно им были впервые даны Откровение, *Завет и Обетование (ср. Рим.9:5). Поэтому Господь именуется в Ветхом Завете «Богом Авраама, Исаака и Иакова», а Иисус Христос назван «Сыном Авраамовым» (Мф.1:1). Вера Патриархов была ответом на призвание Божие. Она вменялась им в праведность, и через них было обещано благословение всем народам земли (Быт.12:3). Истинными сынами Патриархов, сынами Авраама, апостол Павел называет не тех, кто происходит от Авраама по плоти, а всех живущих по вере (Рим.9:6–8).
Отсутствие внебиблейских свидетельств о Патриархах и недостаточность сведений об их эпохе привели экзегетов *религиозно-исторической школы 19 в. к отрицанию их реальности. Сказания о них были объявлены мифами, а сами они рассматривались как боги древних израильтян. Однако исследования памятников *Древнего Востока (например, *Нузийских текстов) показали, что эта точка зрения страдает *гиперкритицизмом. Обычаи, описанные в главах Быт, посвященных Патриархам, отражают не эпоху монархии (когда, по мнению критиков, сложились эти сказания), а первые века 2 тыс. до н.э. Выяснилось, что имена Патриархов – типичные личные имена того времени, а не имена богов. «Авраам, Исаак и Иаков, – пишет *Олбрайт, – не кажутся теперь изолированными личностями, ни тем более какими-то измышлениями позднейшей израильской истории. Они предстают теперь перед нами как истинные сыны своего века и подлинные герои своей эпохи».
Раскопки в Уре Халдейском (родина Авраама) позволили *Вулли утверждать, что первоначально Патриархи были жителями городов Двуречья и стали кочевниками лишь в Палестине. По словам *Брайта, библейские предания о Патриархах, запечатленные в Быт., «содержат в себе всю сложность кланового движения; в них индивидуум сливается со всей группой... Но патриархов нельзя сводить к роли простых *эпонимов... Вряд ли можно отрицать, что вожди групп были реальными личностями, т.е. что Авраам, Исаак и Иаков были вождями кланов и действительно жили между девятнадцатым и семнадцатым веками». Эта общепринятая датировка Патриархов оспаривается лишь в работах *Роули.
Религия Патриархов отличалась простотой. Они исповедовали Бога неба и земли, Покровителя их племени, Который требовал от них «непорочности» и заключил с ними Завет. Их благочестие выражалось в жертвах, приносимых Богу под открытым небом, и сооружении памятных святилищ. Завет, заключенный через Моисея на Синае, рассматривается в Библии как продолжение Завета, восходящего к эпохе Патриархов.
● Свящ.Александров Н., История еврейских Патриархов, Каз.,1901; *Богородский Я.А., Об Иосифе, библейском Патриархе, ПС, 1891, т.II; *Введенский Д., Патриарх Иосиф и Египет, Серг.Пос.,1914; его же, Авраам и Сарра в стране фараонов, в кн.: В память 100-летия МДА (1814–1914), Серг.Пос.,1915, ч.1; свящ. Зыков В.И., Библейский Патриарх Авраам, Пг.,1917; свящ.*Князев А., Иуда и Фамарь, ПМ, 1948, вып.ѴI; свящ.*Лебедев А.С., Ветхозаветное. вероучение во времена Патриархов, вып.1, СПб.,1886; Миролюбов А., Быт еврейских царей, Каз.,1898; *Петровский А., Патриархальный период в истории народа еврейского, «Странник», 1905, №1; [свящ.*Побединский-Платонов И.] Принесение Исаака в жертву Богу, ДЧ, 1860, ч.1, №1–4; *Протопопов В.И., Еврейские Патриархи, ПС, 1903, ч.2; С.Р., Евреи в Палестине до Моисея (заметка), ЧОЛДП, 1893, кн.1; С-в А., Сны фараона, ЧОЛДП, 1878, кн. 1; свящ. Сысуев П., Быт Патриархов еврейского народа, ПС, 1900–1901, т.1–2; Фейе Р., Ваное А., Авраам, СББ; *Щеголев Н.И., Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события, К.,1873; Abraham unser Vater, Benz O.u.a. (hrsg.), Festschrift für Otto Michel, Leiden-Köln, 1963; *Alt А., Der Gott der Väter, Stuttg.,1929; Ammassari A., La religione dei patriarchi, Roma, 1976; Bright J., A History of Israel, Phil.,1981; *Cazelles H., Les patriarches entre la Mesopotamie et l’Egypte, MB, 1980, №12; *De Vaux R., Histoire ancienne d’Israël, vol.1–2, P.,1971–1973, (англ. пер.: The Early History of Israel, L.,1979); Michaud R., Les patriarches, P.,1975; *Ringgren H., Israelitische Religion, Stuttg.,1963 (англ. пер.: Israelite Religion, L.,1966 (там же указана основная иностранная библиография); см. также статьи: *Допленный период; *Монотеизм; *Пятикнижие.