прот. Александр Мень

Источник

Па́стырские посла́ния

Па́стырские посла́ния св. апостола Павла, три канонических книги Нового Завета (1–2 Тим., Тит.), объединенные по принципу общности их содержания (наставления служителям Церкви). Название Пастырские послания было дано им в 18 в. Древнейшая *рукопись (Р 32) датируется концом 2 в.

Включение Пастырских посланий в *канон Нового Завета. В каноне *Маркиона (ок.140) Пастырские послания отсутствуют, но они названы в *Мураториевом каноне (ок.170). Есть основания считать, что сщмч.*Поликарп Смирнский знал эти послания как Павловы. К концу 2 в., как свидетельствуют древние манускрипты, Пастырские послания были повсеместно включены в Новый Завет.

Адресаты и цель Пастырских посланий. Оба лица, к которым обращены послания, известны из других книг Нового Завета. Тимофей был уроженцем малоазийского города Листры, сыном грека и еврейки. Он обратился в юном возрасте и стал спутником апостола Павла во время его 2-го и 3-го путешествий. Он находился при нем в Кесарии и во время римских «уз» апостола. Из 1–2 Тим. следует, что Павел оставил Тимофея в качестве руководителя Эфесской церкви, а затем просил его прибыть к нему в Рим. Тимофей был любимым учеником апостола, который называл его своим «сыном». Он пользовался любовью и уважением во многих общинах и содействовал примирению Павла с коринфянами (см. Деян.16:1; Рим.16:21; 1Кор.16:10–11; 2Кор.1:1,19; Флп.2:19; Фес.3:2).

Тит был греком, обращенным еще до «апостольского собора» 49 г. Он сопровождал апостола в его путешествиях, выполнял его поручения. Согласно Посланию к Титу, в последние годы жизни апостола Павла Тит был руководителем церкви о. Крита (см. 2Кор.2:13; 7:6, 13–14; 8:16,23; 12:18; Гал.2:1,3).

Содержание и композиция Пастырских посланий. 1 Тим. содержит 6 глав. В этом послании апостол предостерегает Тимофея против тех, кто считает заповеди Закона ненужными. Истинная вера проявляется именно в соблюдении заповедей (1Тим.1:1–20). Далее следуют наставления о молитве, в частности за гражданские власти, а также излагаются принципы руководства общиной. Среди руководителей названы «епископы», «пресвитеры» и «диаконы» (1Тим.2–3). Апостол полемизирует с некими «обольстителями», в которых можно видеть предшественников гностицизма (их мифологию он называет «бабьими баснями»). Павел надеется, что вскоре посетит Эфес (1Тим.4). В заключительных 5–6 главах апостол снова возвращается к теме общинной жизни.

2 Тим. (содержит 4 главы) отражает трудный момент жизни апостола. Он находится в заключении и ждет суда. Павел уверен, что станет «жертвою» и что приблизился конец его земного служения. Он сетует на учеников, большинство которых покинуло его («один Лука со мною»). Когда апостол в первый раз стоял перед судьями, с ним никого не было, кто бы выступил в его защиту. Глубоко тревожат Павла христиане, отошедшие от здравых основ учения, забывшие, что эти основы строятся на боговдохновенном Писании (2Тим.3:13–16). Заблуждение и грехи будут еще возрастать, и это есть признак «последних дней» (2Тим.3:1–6).

Послание к Титу состоит из 3 глав. В нем содержится наставление о епископском служении, почти тождественное с наставлением в 1 Тим. Там также апостол говорит о лжеучителях, упоминая, в частности, «иудейские басни» (вероятно, речь идет об *оккультных толкованиях Библии, предшествовавших *каббале). В Тит. впервые употребляется слово «еретики» (Тит.3:10). Заблудшего апостол рекомендует вразумлять, а если это не достигнет цели, оставить, ибо он «самоосужден». Апостол пишет из греческого города Никополя, где собирается провести зиму.

Особенности Пастырских посланий, их авторство и датировка. Все три Пастырских послания отличает сходство стиля, языка и содержания, что и позволило объединить их в отдельную группу. Их особенности можно свести к след. пунктам:

1) Пастырские послания подразумевают более сложную иерархическую организацию церковных общин, чем та, которая имеется в виду в ранних посланиях;

2) они написаны в период проникновения в среду христиан гностических учений;

3) в литературном отношении Пастырские послания стоят особняком среди других посланий апостола Павла. В частности, из общего числа 846 слов 306 отсутствуют в других посланиях;

4) в них мало тем, которые составляли основное содержание Павловых посланий.

На основании этих особенностей И.*Айххорн (1812), *Баур (1845), Г.Ю.*Хольцманн (1890) отнесли Пастырские послания к псевдонимным произведениям, написанным во 2 в. (см. статью *Псевдонимы). Некоторые экзегеты (*Гитциг, *Ренан, *Гарнак) высказали предположение, что в Пастырских посланиях, особенно во 2 Тим., содержатся отрывки из подлинных писем апостола и отзвуки достоверных преданий о нем. *Папская библейская комиссия (1913) отстаивала подлинность Пастырских посланий, однако в настоящее время многие католические библеисты считают их «вторичными», т.е. вышедшими, как и Евр., из круга учеников Павла.

Русские православные исследователи и некоторые видные западные (*Иеремиас, *Жобер, *Серфо) полагают, что особенности Пастырских посланий не могут служить доказательством их неподлинности. Они допускают, что к концу 60-х гг. 1 в. христианские общины могли иметь более сложную иерархическую структуру (тем более что в других книгах Нового Завета уже упоминаются епископы, пресвитеры и диаконы: (Деян.14:23; 20:17; Флп.1:1). Впрочем, в 1 Тим еще нет того различия между степенями священства, которое установилось позднее, когда возник монархический епископат (ср.3:1 и 3:12). Учения гностического типа развились во 2-й половине 2 в., но должны были иметь предшественников в 1 в. Специфика языка и словаря может объясняться новыми условиями жизни Церкви в период, когда писались Пастырские послания. Учительная направленность Пастырских посланий определила отсутствие в них тем, свойственных другим посланиям. «Обращенные к близким ученикам апостола Павла, – пишет еп.*Кассиан (Безобразов), – они не являются столь личными, как, например, Флм. или послания к Македонским Церквам... Он [Павел] пишет с властью, но задача его – не догматическая, а чисто практическая, деловая. Он озабочен подготовкою себе преемников, которые возьмут на себя бремя его служения. Догматическое учение Пастырских посланий совпадает с догматическим учением посланий из уз».

● Свящ.Кибальчич И., Опыт объяснения Посланий св. апостола Павла к Тимофею и Титу, К.,1888; прот.*Клитин А., Подлинность посланий св. Апостола Павла к Тимофею и Титу, К.,1887; Пастырские послания, пер. с франц., К., 874; Полянский П. (митр. *Петр), Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею, Серг.Пос.,1897; *Розанов Н.П., Пастырские послания, Колледжвиль, 1960 (Ркп.МДА); *Троицкий Н., Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу, Каз.,1894; еп.*Феофан (Говоров), Толкование «пастырских» посланий св. апостола Павла, М.,1894; *Dibelius M., Die Pastoralbriefe, Tüb.,1931; Houlden J.L., The Pastoral Epistles, Harmondsworth (Eng.), 1976; Holtz T., Der Erste Brief an die Thessalonicher, Z.,1986; *Jeremias J., Die Briefe an Timotheus und Titus. Der Brief an die Hebräer, Gött.,1963; Karris R.J., The Pastoral Epistles, Collegeville, 1981; Quinn J.D., The Pastoral Epistles, BTD, 1985, №4; Robinson T.A., Grayston and Herdan’s «C»-quantity Formula and the Authorship of the Pastoral Epistles, «New Testament Studies», 1984, v.30, №2; прочую русскую и иностранную библиографию см. в статьях: *Павла апостола послания; *Комментарии библейские; *Новый Завет; *Толковые Библии и в JBC, v.2; NCCS; NCE, v.10, p.1077; PCB; RFIB, t.2; RGG, Bd.5, S.195–199.

Патриархи, племенные вожди, стоявшие у истоков истории народа Божьего. Само греческое слово πατριάρχαι появилось лишь в первые века н.э. и соответствует еврейскому слову אבות, авот, (пра)отцы. Иногда словом Патриархи обозначались все праотцы человеческого рода, упомянутые в (Быт.1–2); но в библейской науке это название прилагается лишь к лицам, жившим в 19–17 вв. до н.э. (Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям). Значение Патриархов, или отцов, определяется тем, что Бог *Откровения назван в Библии «Богом отцов» (Исх.3:13; Втор.4:37; 12:1; Суд.2:12; 4Цар.21:22; 1Пар.5:25 и др.). Именно им были впервые даны Откровение, *Завет и Обетование (ср. Рим.9:5). Поэтому Господь именуется в Ветхом Завете «Богом Авраама, Исаака и Иакова», а Иисус Христос назван «Сыном Авраамовым» (Мф.1:1). Вера Патриархов была ответом на призвание Божие. Она вменялась им в праведность, и через них было обещано благословение всем народам земли (Быт.12:3). Истинными сынами Патриархов, сынами Авраама, апостол Павел называет не тех, кто происходит от Авраама по плоти, а всех живущих по вере (Рим.9:6–8).

Отсутствие внебиблейских свидетельств о Патриархах и недостаточность сведений об их эпохе привели экзегетов *религиозно-исторической школы 19 в. к отрицанию их реальности. Сказания о них были объявлены мифами, а сами они рассматривались как боги древних израильтян. Однако исследования памятников *Древнего Востока (например, *Нузийских текстов) показали, что эта точка зрения страдает *гиперкритицизмом. Обычаи, описанные в главах Быт, посвященных Патриархам, отражают не эпоху монархии (когда, по мнению критиков, сложились эти сказания), а первые века 2 тыс. до н.э. Выяснилось, что имена Патриархов – типичные личные имена того времени, а не имена богов. «Авраам, Исаак и Иаков, – пишет *Олбрайт, – не кажутся теперь изолированными личностями, ни тем более какими-то измышлениями позднейшей израильской истории. Они предстают теперь перед нами как истинные сыны своего века и подлинные герои своей эпохи».

Раскопки в Уре Халдейском (родина Авраама) позволили *Вулли утверждать, что первоначально Патриархи были жителями городов Двуречья и стали кочевниками лишь в Палестине. По словам *Брайта, библейские предания о Патриархах, запечатленные в Быт., «содержат в себе всю сложность кланового движения; в них индивидуум сливается со всей группой... Но патриархов нельзя сводить к роли простых *эпонимов... Вряд ли можно отрицать, что вожди групп были реальными личностями, т.е. что Авраам, Исаак и Иаков были вождями кланов и действительно жили между девятнадцатым и семнадцатым веками». Эта общепринятая датировка Патриархов оспаривается лишь в работах *Роули.

Религия Патриархов отличалась простотой. Они исповедовали Бога неба и земли, Покровителя их племени, Который требовал от них «непорочности» и заключил с ними Завет. Их благочестие выражалось в жертвах, приносимых Богу под открытым небом, и сооружении памятных святилищ. Завет, заключенный через Моисея на Синае, рассматривается в Библии как продолжение Завета, восходящего к эпохе Патриархов.

● Свящ.Александров Н., История еврейских Патриархов, Каз.,1901; *Богородский Я.А., Об Иосифе, библейском Патриархе, ПС, 1891, т.II; *Введенский Д., Патриарх Иосиф и Египет, Серг.Пос.,1914; его же, Авраам и Сарра в стране фараонов, в кн.: В память 100-летия МДА (1814–1914), Серг.Пос.,1915, ч.1; свящ. Зыков В.И., Библейский Патриарх Авраам, Пг.,1917; свящ.*Князев А., Иуда и Фамарь, ПМ, 1948, вып.ѴI; свящ.*Лебедев А.С., Ветхозаветное. вероучение во времена Патриархов, вып.1, СПб.,1886; Миролюбов А., Быт еврейских царей, Каз.,1898; *Петровский А., Патриархальный период в истории народа еврейского, «Странник», 1905, №1; [свящ.*Побединский-Платонов И.] Принесение Исаака в жертву Богу, ДЧ, 1860, ч.1, №1–4; *Протопопов В.И., Еврейские Патриархи, ПС, 1903, ч.2; С.Р., Евреи в Палестине до Моисея (заметка), ЧОЛДП, 1893, кн.1; С-в А., Сны фараона, ЧОЛДП, 1878, кн. 1; свящ. Сысуев П., Быт Патриархов еврейского народа, ПС, 1900–1901, т.1–2; Фейе Р., Ваное А., Авраам, СББ; *Щеголев Н.И., Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события, К.,1873; Abraham unser Vater, Benz O.u.a. (hrsg.), Festschrift für Otto Michel, Leiden-Köln, 1963; *Alt А., Der Gott der Väter, Stuttg.,1929; Ammassari A., La religione dei patriarchi, Roma, 1976; Bright J., A History of Israel, Phil.,1981; *Cazelles H., Les patriarches entre la Mesopotamie et l’Egypte, MB, 1980, №12; *De Vaux R., Histoire ancienne d’Israël, vol.1–2, P.,1971–1973, (англ. пер.: The Early History of Israel, L.,1979); Michaud R., Les patriarches, P.,1975; *Ringgren H., Israelitische Religion, Stuttg.,1963 (англ. пер.: Israelite Religion, L.,1966 (там же указана основная иностранная библиография); см. также статьи: *Допленный период; *Монотеизм; *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle