прот. Александр Мень

Источник

Кли́нгер

Кли́нгер (Klinger) Георгий (Ежи), протоиерей (1918–1976), польский православный богослов. Родился в Смоленске в семье профессора филологии; дедом Клингера был архиепископ Феодосий Смоленский. В 1924 переселился с семьей в Польшу. Учился в Познанском университете, Пражской православной Духовной семинарии и на филологическом отделении Ягеллонского университета, который окончил в 1945 и был оставлен при кафедре философии. Сан священника Клингер принял в 1952, после чего служил в приходах Польской Православной Церкви. С 1954 преподавал в Православной Духовной семинарии (Варшава), а с 1957 перешел в Христианскую богословскую академию, где вел курсы догматического и нравственного богословия. С 1967 исполнял обязанности проректора академии. Он принимал участие в экуменической работе и неоднократно бывал гостем Московского Патриархата.

Основные труды Клингера относятся к области литургики, но ряд его работ посвящен библейским проблемам. Клингер являлся единственным православным богословом, принимавшим и развивавшим многие концепции *Бультмана. С точки зрения Клингера, в них правомерно то, что наиболее часто оспаривалось критиками Бультмана: опыт приложения к интерпретации Библии современных философских концепций, в частности, экзистенциализма. Клингер напоминает, что так поступали древние апологеты, каппадокийцы, блж.*Августин. Правда, принимая бультмановскую *демифологизацию, Клингер толкует миф шире, чем немецкий экзегет, – как миф-мифологему, как символическое обозначение реальности, ссылаясь при этом на православных авторов *Булгакова и Б. Вышеславцева. В работе «Бультмановская концепция Креста и Воскресения в свете православного богословия» (1968; рецензия: ЖМП, 1969, №12) Клингер подчеркивает, что для богословско-литургической традиции православия Крест и Воскресение нераздельны. Это, по мнению Клингера, вполне согласуется со взглядом Бультмана. Однако совпадение здесь далеко не полное; и сам Клингер вынужден признать, что православное понимание Пасхи «перерастает бультмановскую перспективу».

В других работах Клингер применял символико-экзистенциалистский метод толкования к частным аспектам Священного Писания. Так, он рассматривал эпизод с юношей в (Мк.14:51–52) в связи со сказанием об Иосифе (Быт.39). В свете древних литургических и святоотеческих памятников Клингер понимал образ юноши как *аллегорию человека, принимающего крещение и оставляющего ветхие одежды. Автор сам признает, что эта спорная интерпретация – не более чем гипотеза («Утраченная экзегеза двух строк Евангелия от Марка», 1966). В том же плане дает Клингер толкование слов об Ангеле, возмущавшем воду в купели Вифезда (Ин.5:4). Для раскрытия своей мысли экзегет привлекает данные библейской *археологии. Находки в развалинах купели свидетельствуют, что этим целебным источником пользовались язычники – найдены их благодарственные надписи, посвященные богам. Клингер считает, что замена «богов», в частности, Асклепия «Ангелом», указывает на широту раннехристианского подхода к язычеству («К проблеме влияния библейской археологии на новое понимание некоторых элементов раннехристианской доктрины», 1974, на польском языке).

В сфере Ветхого Завета Клингер придерживался *новой исагогики и использовал ее для толкования *истории спасения. Он считал, что религия *патриархов еще лишена сотериологического элемента и поэтому историю спасения следует заключить в рамки между Исходом и явлением Христа. Именно Исход стал прообразом вхождения в новую жизнь, прообразом крещения. Спасение есть факт сверхисторический, обращенный к личности человека, но в то же время оно осуществляется в эмпирической истории. Православное учение о Домостроительстве может, по словам Клингера, соединить эти два аспекта. Оно объясняет и слова Христа в (Мф.16:28), которые «следует относить не только к поколению апостолов и первых христиан, но к каждому поколению христиан, так как в каждом поколении есть люди, для которых Царство Божие – осуществившаяся реальность». Таким образом, Клингер включал в свое толкование и доктрину *«осуществленной эсхатологии». Он утверждал, что спасение, имевшее исторические рамки, остается после явления Христа и начала эсхатологической эры открытым для всех («Исход и Крещение как два основных пункта в Истории спасения», 1974).

♦ O istocie Prawoslawia, Warsz.,1983 (в этом сборнике основных произведений Клингера есть очерк его биографии и перечень его работ).

● (Некролог) ЖМП, 1976, №10.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle