Кайм
Кайм, Кейм (Keim) Карл Теодор (1825–1878), немецкий протестантский историк и исследователь Нового Завета рационалистического направления. Родился в Штутгарте; высшее образование получил в Тюбингенском университете, после чего состоял в должности пастора в Вюртемберге и профессора в Цюрихе (1860) и Гессене (1873).
Кайм – автор ряда церковно-исторических трудов о Реформации и Константине Великом, но главные его работы касаются евангельской истории. Хотя Кайм был учеником *Баура, он не пошел по его пути. Не принял он и мифологического толкования Евангелий в духе *Штрауса. Ближе всего Кайм стоял к *Ренану, однако в отличие от него он исповедовал идеализм *либерально-протестантской школы. Христос для Кайма – высший Учитель веры. «Я не знаю более высокого имени, – писал он, – которое наполняло бы все мое сознание, кроме имени Иисуса Христа, Спасителя мира». В то же время Кайм хотел видеть во Христе только Человека, взгляды Которого прошли путь естественной эволюции: от ограниченного иудейства до истинной универсальной веры. С этой целью Кайм решительно отверг всякую историческую ценность Евангелия от Иоанна и предложил ориентироваться лишь на *синоптиков. В них, считал он, можно найти «черты прогрессивного развития Иисуса в юности и в зрелом возрасте». Закрывая глаза на самый характер евангельского благовестия, Кайм безоговорочно изгонял из них все сверхъестественное как ненужное для веры. В своей «Истории Иисуса Назарянина» («Die Geschichte Jesu von Nazara...», Z., 1867–1872) он оставил открытым только вопрос о Воскресении; но в другой книге, «История Иисуса» («Die Geschichte Jesu...», Z., 1875), Кайм пытался объяснить его как явление «духа Христа».
Схема евангельской истории у Кайма представлена следующим образом. Вначале Иисус лишь искал путей для приведения заблудшего народа к Богу. «Он беседовал с Самим Собой и Своим Богом, молился и стенал, пока не находил нового слова, над отысканием которого трудились благородные труженики и которым Он хотел соединить Божество с человечеством». После неудачи в Галилее Иисус должен был бежать и скрываться, что евангелисты якобы пытаются затушевать. Но, осознав Себя страждущим Мессией, Он пошел навстречу смерти. Т.о., миссия Христа сводится у Кайма к проповеди пророка – реформатора веры. «От книги Кайма, – замечает *Муретов, – остается впечатление чего-то многоученого, длинного, туманно-риторического». Наиболее ценно в ней яркое описание среды, в которой протекали события жизни Христа. Сама же ее реконструкция есть плод мировоззрения, отрицающего тайну Богочеловечества. Отсюда обилие произвольных допущений, натяжек и субъективных трактовок в концепции Кайма.
● *Буткевич Т.И., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872; его же, Кайм, ПБЭ, т.9, с.370–372; Новые сочинения по первоначальной истории христианства, Thеodor Keim, «Geschichte Jesu von Nazara», свящ. А.А.Смирнова, ПО, 1874, №3–4; *Штраус Д.Ф., Жизнь Иисуса, М.,1907, т.1; то же, М.,1992; *Schweitzer. GLJF, S.210–212; RGG, Bd.3, S.1235.