прот. Александр Мень

Источник

Си́мволы

Си́мволы библейские, словесные, предметные и другие знаки, отражающие высшую духовную реальность. Греч. слово συμβάλον, символ, происходит от глагола συμβάλλω, соединяю. Эта этимология указывает на роль Символа как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных знаков (например, в математике) символичны. Но в сфере религиозной Символ не есть отвлеченная идея или даже аллегория; он сам причастен той духовной реальности, которую отображает.

Религиозный Символ оказывается необходимым там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить реальность. «В символе все являет духовную реальность, и в нем все необходимо для ее явления, но не вся духовная реальность является и воплощается в символе. Символ всегда отчасти, “ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем” (1Кор.13:9), – ибо символ по самой сущности своей соединяет реальности несоизмеримые, из которых одна остается по отношению к другой – “абсолютно другой”» (прот. А.Шмеман). *Антиномия библейских Символов заключается в том, что они выражают невыразимое. Поэтому по своей природе они близки к *мифологеме и догмату. В Символе слова и образы временного бытия передают тайны бытия вечного.

Словесные Символы. В первую очередь, к ним относятся *имена Божьи, а также *антропоморфизмы, *социоморфизмы в Библии, а также *натуроморфные образы библейские, призванные возвещать о Боге Живом на языке земных представлений. Глубоко символичны и тайны метаистории, запечатленные в *Прологе Книги Бытия, у *пророков и в Откровении. Символический язык характерен для *предапокалиптической и *апокалиптической литературы. Нередко священные авторы прибегают к парадоксам *концептуальной символики. Символическими являются и «пространственные» образы Писания (Бог, пребывающий «на небесах», Христос, «сходящий» в наш мир). Символы не претендуют на адекватное изображение тайны. Их главная особенность – способность передавать опыт Запредельного.

Символические действия. К ним относятся особые формы пророческой проповеди, *жертвоприношения и обряды *таинств церковных.

Предметные Символы включают принадлежности ветхозаветного культа, например Ковчег и Скинию, знаменующие присутствие Бога среди народа. Все устройство ветхозаветного Храма (семисвечник, «медное море» и т.д.) символизирует Вселенную, наполненную Славой Господней. Символическими являются элементы обряда в христианских таинствах.

Библейские Символы в раннехристианском искусстве. Изобразительное искусство древней Церкви уделило много места символическим образам, заимствованным из Писания (особенно из Ветхого Завета и евангельских*притч). Голубь Ноя символизировал весть о спасении, агнец – Христа, рыба – воды крещения (слово «рыба», ίχϑύς, также является аббревиатурой греческих слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель»), виноградная лоза – единство Церкви Христовой, рыбы и хлеб – Евхаристическую Трапезу, Добрый Пастырь – любовь Христову. Иногда древние христиане использовали и языческие Символы (например, образ Орфея, толкуемый как *прообраз Христа, укрощающего злые силы). Несмотря на ветхозаветный запрет изображений, искусство позднего *иудейства тоже имело свою изобразительную символику. В частности, на стенах древних *синагог нередко встречаются изображения семисвечника, Ковчега и храмовой утвари (см. статью *Изобразительное искусство и Библия).

● *Аверинцев С.С., Символ, ФЭС; *Бернфельд С., Символизм в еврейской литературе, ЕЭ, т.14; еп.*Гедеон (Покровский), Археология и символика ветхозаветных жертв, Каз.,1888; Голубинский Д.Ф., Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета, ПТО, 1862, т.21; Дебольский Г.С., Установления ветхозаветной Церкви и христианской, для которых первые служили образцами, СПб.,1898; Иванов М., Язык Библии, ЖМП, 1975, №8; его же, Особенности библейской терминологии, ЖМП, 1975, №10; Лосев А.Ф., Знак, символ, миф, М.,1982; Фартусов В.Д., Планы и фасады Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломонова с рисунками их принадлежностей, М.,1909; свящ. Флоренский П., Столп и утверждение истины, М.,1908; его же, Из богословского наследия, БТ, 1977, сб.17; прот. Шмеман А., Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984; иностранную библиографию см. в DuВоurguеt Р., Art paleochretien P.,1971 (англ. пер.: Early Christian Art, N.Y., 1971); Еliаdе М., Images and Symbols, L.,1961; Onаsсh К., Liturgie und Kunst der Ostkirche, Halle, 1981; Ulriсh Е., Lexikon christlicher Symbole, Innsbruck-W.-Münch., 1976; HTG, Вd.4, S.175; NCE, v.13, р.863.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle