Азбука веры » Православная библиотека » протопресвитер Александр Шмеман

протопресвитер Александр Шмеман

"Священство не должно быть профессией": протопресвитер Александр Шмеман Гаврюшин Н. К. 1,2K 

Жизнь, достойная восхищения протоиерей Иоанн Мейендорф 1,6K 

Как относиться к книгам протопресвитера Александра Шмемана? протоиерей Николай Емельянов 1,5K 

Литургическое богословие о. Александра Шмемана прот. Михаил Помазанский 3K 

Личность и творчество протопресвитера Александра Шмемана священник Илия Ничипоров 1,1K 

Моя жизнь с отцом Александром Шмеман И. С. 2,4K 

О дневниках протопр. Александра Шмемана Разные авторы 4,1K 

Предисловие к книге "Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе" протоиерей Валентин Асмус 1,3K 

Литургическое богословие

Церковь

Церковь в мире

Беседы

Дневники

Аудиокниги

Труды на иностранных языках

протопресвитер Александр Шмеман

протопресвитер Александр Шмеман (13.09.1921–13.12.1983)

Детские, юношеские и молодые годы

Протопресвитер Александр Шмеман известен верующим как проповедник, христианский мыслитель, автор ряда научных и научно-популярных богословских трудов.

Александр родился 13 сентября 1921 года, рос и воспитывался в довольно известной семье. Его родной отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича. Он верой и правдой служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку.

Пожар февральской, а затем и октябрьской революций 1917 года, перевернувший политическую и социальную ситуацию в стране, вынудил его эмигрировать из России вслед за любимой супругой, Анной Тихоновной.

Семья Дмитрия Шмемана обосновалась в Эстонии. Здесь, в городе Ревеле, родился будущий протопресвитер Александр.

Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года. Затем, Промыслом Божьим, семья перебралась в Белград; потом — во Францию, в Париж, где и осела.

С 1930 года Александр проходил обучение в Версальском кадетском корпусе. Здесь, помимо приобретения теоретических и практических знаний, он приобщался к ответственности, дисциплине и самодисциплине.

После выпуска из кадетского корпуса, состоявшегося в 1938 году, в 1939 году продолжил образование в лицее Карно.

На пути ко священству

Имея твёрдое намерение овладеть давно интересовавшими его богословскими знаниями, он решил поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, что и было исполнено.

Основанный в 20-х годах (XX века) при активном участии представителей русского зарубежья, институт являлся одним из важнейших духовных и просветительских центров Православия во Франции и даже в Европе.

За время обучения Александр проявил себя как талантливый, целеустремленный студент. Много времени он проводил за книгами и душеполезными беседами. Стараясь постичь все обязательные к изучению дисциплины, особое предпочтение он оказывал истории Церкви.

Так он стал учеником А. Карташева, видного историка, известного общественного деятеля, эмигрировавшего из России по тем же причиинам, что и многие из его современников.

Карташев стоял у истоков создания Богословского института и был искренне предан науке. Под его мудрым и опытным руководством А. Шмеман составил и защитил кандидатскую диссертацию. Центральным предметом исследования этой работы стала Византийская церковная история.

В период с 1945 по 1951 год Александр Дмитриевич трудился в Свято-Сергиевском институте в должности преподавателя истории Церкви. Стремление глубоко преподать материал, сопровождаемое умением ясного и четкого изложения мысли, делали его объектом уважения как стороны студенческого коллектива, так и со стороны профессорско-преподавательского состава.

В январе 1943 года А. Шмеман связал себя браком с внучкой протоиерея Михаила Осоргина, Ульяной (Юлианой) Сергеевной. Брак получился счастливым. Их супружеский союз продолжался более сорока лет. В 1945 году Ульяна родила сына, Сергея. И дочерей: в 1944 дочь Анну, а в 1948 году Марию.

Диаконское и священническое служение

В 1946 году Александр Дмитриевич удостоился возведения в сан диакона, а некоторое время спустя — в звание священника.

С этого же года он стал трудиться на должности помощника настоятеля Православного храма святых Константина и Елены, располагавшегося в Кламаре.

Пастырскую и научно-преподавательскую деятельность отец Александр сочетал с деятельностью редактора издания «Церковный вестник».

В 1951 году решением церковного начальства определен настоятелем храма Рождества Богородицы. Храм находился в Пти-Кламаре. Известность отца Александра как пламенного проповедника, способствовала привлечению под своды церкви (помимо местных прихожан) жителей из других областей.

В том же, 1951-м году, переселился, вместе с женой и детьми, в город Нью-Йорк и занял место доцента в Свято-Владимирской семинарии в США, при кафедре литургики и церковной истории. В силу сложившихся обстоятельств и личного желания самого священника А. Шмемана Северо-Американская митрополия приняла его под свою юрисдикцию.

Высокий образовательный уровень и популярность способствовали присвоению ему звания почетного доктора церковных наук целым рядом учебно-образовательных учреждений: Нью-Йоркской Генеральной богословской семинарией, Бостонским богословским институтом Святого Креста, Истонским колледжем Лафайет.

В 1953 году отец Александр был возведен в звание протоиерея.

В 1959 году успешно защитил диссертацию на соискание докторской степени. Содержание работы отображало исследование в сфере литургического богословия.

В 1962 году ему был доверен ответственный пост руководителя Свято-Владимирской семинарии. На этом месте он проработал до конца земной жизни. За время его деятельности был предпринят ряд продуктивных мер, повысивших качество семинарского образования и уровень внутренней дисциплины.

Кроме научной, пастырской и писательской деятельности, принимал участие в работе радио «Свобода», где вел специальную просветительскую религиозную программу.

С 1964 года состоял в членстве Митрополичьего совета. Пребывая на этом посту играл важную роль в формировании основ и признании автокефалии Православной Церкви в Америке.

В 1970 году по решению церковного руководства возведен в протопресвитера.

Смерть отца Александра наступила, когда он находился в Нью-Йорке, 13 декабря 1983 года.

Сочинения

  • Церковь и церковное устройство. - Париж, 1949. 24 с.
  • Таинство крещения. - Париж: Издание "Церковного Вестника", 1951. 31 с. (2-е издание - М.; Париж: Крутицкое подворье; YMCA-Press; Русский путь, 1996. 46 с.).
  • Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с. (2-е издание - Париж: YMCA-Press, 1985; 3-е издание - Париж: YMCA-Press, 1989; 4-е издание, репринт - М.: Паломник, 1993) (Английский перевод - London: Harvill Press, 1963. 359 p.).
  • Введение в литургическое богословие. - Париж, 1961. 247 с. (2-е издание - М.: Крутицкое подворье, 1996. 247 с.) (Английский перевод (London; Portland (Me.): The Faith Press; The American Orthodox Press, 1966. 170 p.); 2-е издание (Leighton Buzzard (Beds.): The Faith Press; New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1975. 170 p.)).
  • For the Life of the World. - New York, 1963 (Русский перевод - За жизнь мира. - Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1983. 103 с.; 2-е издание - Вильнюс: Весть, [199_]. - 103 с.; 3-е издание - Электросталь: Полиграмм, 2001. 89 с.).
  • Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought. - New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1965. 310 p. (составление, вступительная статья).
  • Таинства и православие. - Нью-Йорк, 1965 (Английский перевод - The World as Sacrament. - London, 1965. 142 p.).
  • Great Lent. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1969. 124 p. (Русский перевод - Великий Пост. - М.: Московский рабочий, 1993. - 111 с.) (Французский (Le Grand Careme. - Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1974), голландский (1976) переводы).
  • Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1974 (London: SPCK, 1976. 169 p.) (Водою и Духом: О таинстве крещения / Пер. - М.: Гнозис; Паломник, 1993. - 224 с.; 2-е издание - М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. 199 с.; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001. -223 с.). (Французский перевод - D'Eau et d'Esprit. - Paris: Desclee de Brouwer, 1988. 212 p.).
  • Евхаристия: Таинство Царства. - Paris: УМСА-Press, 1984. 304 с. (2-е издание, репринт - М.: Паломник, 1992; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001). (Французский (L'Eucharistie, sacrement du Royaume. - Paris: УМСА-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы).
  • Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе / Перевод с английского. -М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. -267 с.
  • Проповеди и беседы. -М.: Паломникъ, 2000. -207 с.
  • Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. - М.; Париж: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Православный Свято-Сергиевский богословский институт; 1993. 48 с. (2-е издание - Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с.).
  • The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973-1983. - Crestwood: St. Vladimir's Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное - Дневники: 1973-1983. - М.: Русский Путь, 2005. - 717 с.).