Структурали́стское толкова́ние Би́блии
Структурали́стское толкова́ние Би́блии, исследование библейского текста с помощью методов, выработанных структурализмом. Структурализм как сумма воззрений сложился во Франции в 60-е гг. 20 в., но имел ряд предшественников, в т.ч. и в отечественной науке. Согласно взглядам ведущего современного структуралиста Клода Леви-Строса (1908–2009), обычаи, мифы, верования людей восходят к закономерностям языка и мышления, которые, в свою очередь, коренятся в природных закономерностях. Законы языка – своего рода «алгебра мышления» – определяют характер культуры в целом. На уровне *мифа эти законы носят еще печать бессознательного творчества; но, анализируя миф, можно выделить в нем основополагающие «модели», в частности «бинарные оппозиции», т.е. противопоставление парных антитетических начал, которые есть и в природе.
Исследование структур литературных памятников и произведений устного народного творчества впервые было предпринято советским ученым В.Я.Проппом (Морфология сказки, М.,1928, 19692). Литературоведческий структурализм ставит своей целью построение смысловой «модели», выделяемой из произведения на основе анализа его формальной структуры. Особое внимание уделяется в этом анализе «бинарным оппозициям» (*дуализму злых и добрых сил, противопоставлению мужского и женского, своего и чужого, героя и антигероя и т.д.). Структуралистский анализ принципиально отказывается принимать во внимание: а) личность автора и условия создания текста, а также б) субъективное, интуитивное восприятие его читателем и всевозможные толкования. За основу берется текст как таковой. Он разбивается на составные элементы, и в них отыскиваются различные типы отношений и взаимосвязей. В результате, по мнению структуралистов, конструируется «единственно правильный», «объективный», или, как выражался Леви-Строс, созвучный «священной тайне» природы, смысл.
Несмотря на то что исходные позиции структурализма и его методов исследования литературных памятников в корне противоречат библейской *герменевтике, ряд протестантских и католических экзегетов пытались применить его методы к изучению Библии. В частности, отыскание «бинарных» элементов возможно при анализе (Быт.1). Сказание *Шестоднева состоит из двух триад: устройство видимой природы и создание того, что ее наполняет. Причем в первые три дня превалируют акты дифференциации двух начал (отделение света от тьмы в 1-й день, небесных вод от земных во 2-й день, суши от воды в 3-й день). Сказание включает два аспекта: а) литературные рефрены и б) само описание Божьих деяний. Рефренов семь. Это:
1) вступительные слова («И сказал Бог»),
2) творческие повеления («да будет», «да произведет»),
3) осуществление творческой воли («и стало так»),
4) описания творческого процесса («и отделил Бог» и т.д.),
5) наречение имен («и назвал Бог»),
6) оценка сотворенного («и увидел Бог»),
7) итоговые рефрены для каждого дня («и был вечер и было утро...»).
Деяний Творца насчитывается 8; это:
1) создание света,
2) создание тверди,
3) выделение суши,
4) создание растений,
5) создание светил,
6) создание водных существ и птиц,
7) создание сухопутных животных,
8) создание человека.
Распределение рефренов по деяниям парное. В 1-м и 8-м деяниях содержатся все 7 рефренов, во 2-м и 6-м – их 6, в 3-м и 7-м их 5, а в 4-м и 5-м их снова 6.
Таким образом, анализ показывает, что структурные элементы расположены в Шестодневе не хаотично, а образуют сложный литературный узор, в основу которого положен принцип парности. Эта парность имеет и другой аспект. Созданию света соответствует создание светил (1-й и 4-й дни), разделению вод твердью соответствует творение водных существ (2-й и 3-й дни), выделению суши соответствует творение сухопутных существ. Мало того, два дня, 3-й и 6-й, дополняются особыми творческими актами: сотворением жизни (растений) и человека. Нарушая полную симметрию двух триад (свет, вода, суша), священный автор, очевидно, подчеркивает исключительную важность этих двух деяний Божьих.
Какова ценность подобного анализа библейского текста? Он может показать, что Шестоднев не является адекватным описанием событий, а подчинен определенным литературным законам, в частности правилу стилистической симметрии (см. ст. Поэтика Библии). Но дальше этого анализ идти не может. Он даже не в состоянии ответить на вопрос: почему две большие триады Шестоднева дополнены единицами (1-я триада завершается созданием растений, 2-я триада – созданием человека) и почему две триады творческой недели увенчиваются днем субботнего покоя. Ведь Структуралистское толкование Библии сознательно исключает исагогический элемент, ограничиваясь только самим текстом. Но именно исследование культурной среды, в которой писалась Кн. Бытия, *сравнительно-литературное изучение Библии показывают, что схема 331 была широко распространена на *Древнем Востоке как символ полноты, образующий число 7 (см. статьи: *Священные числа; *Символические числа).
Известную, хотя и ограниченную, помощь Структуралистское толкование Библии может оказать при анализе других разделов Писания, например, сложной ткани посланий апостола Павла, где смысл не всегда ясен из-за особенностей стиля апостола (см. 2Петр.3:15–16). В целом Структуралистское толкование Библии более всего содействует уяснению художественной структуры священного текста; экзегетическая же роль метода остается незначительной. В настоящее время классический структурализм пытается преодолеть свои крайности и в некоторых пунктах сближается с идеями *новой герменевтики.
● Баевский В.С., Структурализм, в книге: Литературно-энциклопедический словарь, М.,1987; Леви-Стросс К., Миф, ритуал и генетика, «Природа», 1978, №1; его же, Структурная антропология, М.,1983; Маккари Дж., Язык религии и современная аналитическая философия, «Логос», 1971, №2; Сахарова Т.А., От философии существования к структурализму, М., 1974 (там же приведена библиография); Смирнов И.П., Структурализм в литературоведении, КЛЭ, т.7; Barthes R., Analyse structurale et l’exégè se biblique, P.,1973 (англ. пер.: Structural Analysis and Biblical Exegesis, Pittsburg, 1974) (там же приведена обширная библиография); Barton J., Reading the Old Testament, Phil.,1984; Greenwood D.C., Structuralism and the Biblical Text, N.Y.,1985; Polzin R.M., Biblical Structuralism, Phil.,1977.