Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Источник

Су́дей изра́илевых кни́га

Су́дей изра́илевых кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в состав 1-го цикла *Исторических книг. Еврейское ее название שפטים, шофети́м – судьи, греч. χριταί – судьи. Автор книги не указан ни в первых строках, ни в других местах текста. Книга состоит из 21 главы.

Эпоха, отраженная в книге, охватывает время между смертью Иисуса Навина и началом филистимского господства в *Палестине, т.е., по общепринятой в библейской науке *хронологии, между 1200 и 1025 до н.э. Даты, которые выводятся из сложения цифр, приведенных в Библии, считаются условными, потому что основаны на *символических числах.

В период судей Египет окончательно теряет контроль над Ханааном из-за нашествия «народов моря» (среди которых были и филистимляне). Тем не менее Израиль с трудом осваивается в стране. Его теснят сами хананеи, господствующие во многих городах, из пустыни совершают набеги кочевники и, наконец, его подчиняют себе филистимляне, владевшие секретом выплавки железа. Борьба с внешними врагами затрудняется крайней разобщенностью *колен израильских. Как во всякой *амфиктионии, их объединяет лишь религиозный культ. Политическое единство отсутствует. Существуют 4 области, где живут 4 группы израильских племен, между ними расположены хананейские земли. Наиболее изолирован гористый юг, удел колена Иудейского. Сихем постепенно теряет статус религиозного центра. Ковчег переносится из города в город (в конце эпохи для него строят маленький храм в Силоме). Раздробленность отягощается соперничеством колен, переходящим в военные стычки. Хозяйство приходит в упадок, религиозная жизнь деградирует.

Перейдя к оседлости, израильтяне часто обращаются к земледельческим культам местных народов (см. статью *Двоеверие). Именно тогда в Израиле появляются судьи (шофети́м). В отличие от финикийских суффетов, они – не обычные правители, выборные или наследственные, а харизматические вожди, в трудные дни встававшие во главе национального и духовного пробуждения. Они действуют по велению Духа, выступая в периоды вражеских нашествий. Судьи не похожи друг на друга. Это и вдохновенные пророки (Девора), и военачальники, собирающие значительные силы (Варак, Гедеон), и предводители разбойников (Иеффай), и одиночки-партизаны (Самсон). Иногда какое-то время они играют роль правителей; но никто из них не смог объединить все колена.

Композиция и содержание. Книга построена по определенной, повторяющейся схеме: а) отпадение народа в язычество, б) нашествие врагов, в) покаяние народа, г) появление судьи, д) период мира (обычно определяемый в 40 лет). Священный автор говорит о 12 судьях, но подробно повествует лишь о 6: Гофонииле, Деворе, Вараке, Гедеоне, Иеффае и Самсоне. Книга Судей имеет два пролога, каждый из которых начинается со смерти Иисуса Навина, и два эпилога, содержащие сказания о бесчинствах и распрях племен. Книга является звеном, соединяющим Ис.Нав. и 1 Цар.

Содержание книги:

а) первый пролог, рассказывающий о политической ситуации в Ханаане ок.1200 (Суд.1);

б) второй пролог, описывающий религиозное состояние Израиля (Суд.2:1–3:6);

в) вторжение в южную Палестину царя Хусарсафема (по мнению современных историков, пришедшего из района Эдома); судья Гофониил (Суд.3:7–11);

г) моавитское иго; судья Аод (Суд.3:12–30);

д) первые столкновения с филистимлянами; судья Самегар (Суд.3:31);

е) нашествие хананеев из Асорского (Хацорского) царства; пророчица Девора поднимает против них северные колена; победа судьи Варака у горы Фавор; песнь Деворы (Суд.4:1–8:32);

ж) неудачная попытка Авимелеха, сына Гедеона, основать монархию в Сихеме (Суд.8:33–9:57);

з) судьи Фола и Иаир (Суд.10:1–5);

и) нападение аммонитян; победа над ними Иеффая (Суд.10:6–12:7);

к) судьи Есевон, Елон, Авдон (Суд.12:8–15);

л) филистимское иго; подвиги Самсона (Суд.13–16);

м) первый эпилог; сказание о странствии колена Данова и о храме в Дане (Суд.17–18); второй эпилог; сказание о преступлении вениамитян (Суд.19–21).

Завершается книга словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Эта фраза содержит одну из главных мыслей Книги Судей. Народ, живший в языческом окружении, в эпоху варварских нравов, утративший единство, оказался несостоятельным по отношению к *Завету. Его частые падения, которые влекли за собой возмездие, не раз ставили его на край полной национальной и духовной гибели.

Происхождение книги. По многим признакам Книга Судей является составной частью *Второзаконнической истории, которая была завершена в *Плена период. Следовательно, этим временем следует датировать и окончат. форму книги. Однако она содержит ряд исключительно древних материалов. В частности, филологи считают, что песнь Деворы – одно из самых ранних произведений библейской поэзии и, по-видимому, она была составлена вскоре после описанных в ней событий. В Суд вошел героический эпос и предания племенной амфиктионии, которая предшествовала монархии. «Книга Судей, – отмечает протоиерей *Князев, – представляет собой компиляцию из отдельных рассказов». Вероятно, они существовали независимо у разных колен и лишь потом были собраны воедино.

Учение книги. Составители ее не смягчали характеристики нравов эпохи, не щадили и самих судей. Книга являет собой пример глубокого национального смирения. Заря истории не идеализируется, а изображается с беспощадной суровостью. События освещены с точки зрения высшей правды, отступление от которой несет неизбежную расплату. С одной стороны, сохраняется идеал *теократии, но т.к. он попран, читатель подводится к мысли о необходимости политического и национального единства, т.е. царства. Песнь Деворы, подобно древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве», выносит приговор тем, кто отказывается принять участие во всенародном деле. Вместо жизни по Закону Господню в Св. земле царят хаос, анархия, насилие; люди не в силах противостоять языческим соблазнам. Но их грехи не разрушили замыслов Божьих. Его долготерпение выразилось в том, что в критический час Он воздвигал людей, спасавших ветхозаветную Церковь. Их слабости и грехи должны были лишь яснее показать, что истинный Спаситель – Сам Бог, а спасение – ничем не заслуженный дар Его милости. Именно Он, отвращая гибель от Своего народа, вел его по пути, предначертанному Промыслом. Однако никогда спасение не было только Божественным актом; участие человека в нем не упразднялось. Ведь Бог призывал судей на подвиг лишь после того, как Израиль каялся и молил Его о спасении. И сами судьи становились орудиями Промысла, только явив силу веры (Евр.11:32–33).

Святоотеческие комментарии: *Ориген (Migne. PG, t.12); *Прокопий Газский (Migne. PG, t.87); блж.*Августин (Migne. PL, t.34).

Андриевский Т., Судия Самсон, СПб.,1900; *Богородский Я.А., Об идолопоклонстве евреев в период судей, ПС, 1871, т.2; Деборы песнь, ЕЭ, т.7; [Каменецкий А.С.] Судьи (книга), ЕЭ, т.14; Каценельсон Л., Гидеон, ЕЭ, т.6; Книга Судей, «Символ», 1984, №12; Пасманик Д., Судьи, ЕЭ, т.14; *Протопопов В.С., Период судей, ПС, 1902, т.1; Самсон, ЕЭ, т.13; *Троицкий И.Г., Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей, СПб.,1885; его же, Книга Судей, ТБ, т.2; *Юнгеров П.А., Единство, систематичность и исторический характер книги Судей, ПС, 1905, №4; *Auzou G., La force de l’Esprit, Р.,1966; Crenschaw J., Samson, Atlanta, 1978; Cundall A., Morris L., Judges and Ruth, L.-Chi.,1968; Soggin J.A., Judges, a Commentary, Phil.,1981; прочую библиографию см. в JBC, v.1, p.149–162; NCCS, p.294–302; PCB, p.304–315; RFIB, t.1; RGG, Bd.3 и в статьях: *Исторические книги ВЗ; *История библейская.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle