Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Источник

Царств кни́ги

Царств кни́ги, 1–4-я, цикл канонических книг Ветхого Завета, входящий в раздел Исторических. В еврейской традиции 1–4 Цар. называются соответственно 1-я и 2-я Книга Самуила (1–2) и 1-я и 2-я Книга Царей (3–4) и входят в состав Древних пророков. B *Септуагинте весь цикл получил общее название Βασιλειών (Царств) и разделен на 4 книги (это деление принято и в славяно-русском пер.). 1–4 Цар. состоят соответственно из 31, 24, 22 и 25 глав. Книги имеют форму историко-летописного повествования, хотя главная их цель – назидательно-религиозная. Древнейший фрагмент 1 Цар., найденный в 4-й *Кумранской пещере, восходит, по-видимому, к *рукописной традиции, которая, по мнению *Олбрайта, наиболее близка к оригиналу книги.

Хронологические рамки и датировка. 1–4 Цар. являются продолжением Суд. и охватывают период с 11 в. по 561 до н.э. (см. статьи: *Допленный период; *Плена период). Следовательно, составление книг не могло быть завершено ранее середины 6 в. до н.э.

Композиция. 1–4 Цар. повествуют о становлении единой израильской монархии, распаде ее на два *разделенные царства и о их гибели.

1 Цар. состоит из 3 частей:

а) пророк Самуил и его борьба с филистимлянами (1Цар.1–7);

б) пророк Самуил и первый израильский царь Саул (1Цар.8–15);

в) конфликт между пророком Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом; помазание Давида на царство (1Цар.16–31).

2 Цар. посвящена истории возвышения Давида и установления им единой империи Израиля (2Цар.1–20). В гл. 21–24 собраны различные эпизоды из жизни царя Давида.

3 Цар. описывает правление Соломона (3Цар.1–11), разделение его державы и историю разделенных царств до cepедины 9 в. (3Цар.12–22).

4 Цар. говорит о разделенных царствах до падения *Ефрема (4Цар.1–17), а затем излагает историю Иудеи до разрушения Иерусалима Навуходоносором II (4Цар.18–25). В эпилоге книги сказано об освобождении из тюрьмы плененного иудейского царя Иехонии.

Источники. Хотя во всем повествовании видна рука одного составителя (или группы составителей), 1–4 Цар. включают много древних источников и опираются на них. Среди этих источников сказания о пророке Самуиле и царе Сауле, жизнеописания Давида и Соломона, сказания о пророках Илие и Елисее, не дошедшие до нас летописи Ефрема и Иудеи. Обширный материал древневосточной *археологии позволяет уточнять *хронологию и обстоятельства событий, описанных в Цар. Внебиблейские памятники содержат ряд сведений о деятелях, упомянутых в Цар. (финикийском царе Хираме, фараонах Шешонке I, или Сусакиме, Тахарке и Нехо II, ассирийских царях Тиглатпалласаре III, или Фуле, Саргоне II, Синаххерибе, вавилонском царе Мардук-аппла-иддине, сирийском царе Хазаэле, или Азаиле, халдейском царе Навуходоносоре II и др.). В вавилоноассирийских памятниках упоминаются еврейские цари Ахав, Иегу (Ииуй), Езекия, Манассия и другие. Многообразие источников Цар. определило наличие в них *дублетов и совмещение различных *жанров.

Богословие 1–4 Цар. Если древние летописи и исторические повествования, как правило, прославляют подвиги царей и героев, то 1–4 Цар. являют обратный пример. Книги почти не останавливаются на политических успехах царей и народа. Составитель имеет в виду обличительную цель: показать, как неверность Богу приводит к тяжкому историческому возмездию. Он дает понять читателям, что истинное Царство Божье и истинный Царь-Помазанник (Мессия) – реальности, выходящие за пределы политических чаяний. За великую веру царя Давида его потомкам обещано Вечное Царство (2Цар.7:16); но, как явствует из истории их правления, дом Давидов неуклонно идет к упадку. Лишь отдельные его представители (Езекия и Иосия) стремятся утвердить царство на религиозных основах, но их усилия оказываются тщетными. Соблазны окружающего языческого мира слишком сильны; искушения *двоеверием не прекращаются до самого падения Иерусалима. Таким образом, составитель 1–4 Цар. описывает не просто историю своего народа, а историю нарушения им *Завета. *Пророки, особенно *пророки-писатели, говоря об этой измене Богу, возвещают грядущий Новый Завет (Иер.31:31). B свете надежды на него и написаны 1–4 Цар. – величайшее свидетельство народного покаяния. Описывая отечественную. историю в самых мрачных красках, составитель 1–4 Цар. сам выступает как пророк и обличитель национального прошлого. Грехи этого прошлого должны стать уроком для новых поколений, взыскующих Царства Божьего.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях свт.*Григория Великого; прп.*Ефрема Сирина; *Оригена; блж.*Феодорита Киррского.

● *Богородский Я.А., Еврейские цари, Каз.,1906; Богоявленский И.Я. (еп.*Исидор), Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа, Пг.,1915; *Введенский Д., Сокровища ветхозаветного храма, Серг.Пос.,1911; *Bелльгаузен Ю., Материальная, общественная и духовная культура до-пророческой эпохи, пер. с нем., ОПЕК; свящ.*Глаголев А., 3-я и 4-я Книги Царств, ТБ, т.2, с.357–582; *Грессман Г., Возникновение и характер царской власти у израильтян, пер. с нем., ОПЕК; иером. Гурий (Степанов), Beтхозаветная политика, «Странник», 1905, №10; арх.*Иосиф (Петровых), Самуил и Cayл в их взаимных отношениях, БВ, 1900, №12; *Казанский П.И., Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии (Очерк, составленный на основании пророческих писаний Наума, Аввакума и Софонии), ЧОЛДП, 1875, №2; Красин П., Государств. культ Израильского десятиколенного царства, К.,1904; Красный Г., Израильское царство, ЕЭ, т.8; Миролюбов А., Быт еврейских царей, Каз.,1898; *Муретов М.Д., Ветхозаветный xpaм, M.,1890; *Hикольский Н.М., Царь Давид и псалмы, СПб.,1908; *Олесницкий А.А., Ветхозаветный храм в Иерусалиме, СПб.,1889; О судьбе десяти колен Израильского народа, рассеянных за Евфратом, ХЧ, 1855, т.II; Петрово-Соловово М.М., Краткий очерк истории отношений между Ассировавилонией и евреями, СПб.,1895; свящ.*Побединский-Платонов И., История царств израильского и иудейского до вавилонского плена, ДЧ, 1874, ч.I, №1–4; его же, Состояние иудейского царства после падения царства Израильского, там же; его же, Судьба иудейского царства при последних царях, там же; *Покровский Ф.И., Поход Синахериба в Иудею при царе Езекии, ХЧ, 1877, №1; *Рейсс Э., Расцвет израильского государства под властью Давида, пер. с нем., ОПЕК; Ъ-я (*Смирнов А.), Пророчица Олдама, ее значение и степень участия в важнейших событиях царствования Иосии, ЧОЛДП, 1888, 2 пол.; *Соловьев Вл., История и будущность теократии, Соч., СПб.,19122, т.4; Соломин В.Г., Жестокость Соломона и ее мотивы, СПб., 1911; Cтруженцев И., Единство состава 1 и 2 книги Царств, ЧОЛДП, 1889, кн.11; *Трубецкой С.Н., Учение о Логосе в его истории, М.,1906; *Фаррар Ф, Соломон, его жизнь и время, пер. с англ., СПб.,1900; Шифман И.Ш., Царская власть и государственность, ПСб.,1981, №27 (90); *Штаде Б., Пророческая реформа, пер. с нем., ОПЕК; АсКrоуd P.R., The First Book of Samuel, Camb.,1971; *Auzou G., La danse devant l’arche, Р.,1968; *Маlу E., The World of David and Solomon, Englewood Cliffs (N.Y.), 1966; Manchline J., I and II Samuel, L.,1971; MсСаrtеr Р., I Sаmuel, Garden City (N.Y.), 1980; прочую библиографию см. в JBC, v.1, p.163–209; NССS, p.305–351; РСВ, p.318–356; RFIB, t.1 и в статьях: *Допленный период; *Исторические книги Ветхого Завета; *История библейская; *Пророки.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle