Судьба

Мы не выби­раем ни страну, где родимся, ни народ,
в кото­ром родимся, ни время, в кото­ром родимся,
но выби­раем одно: быть людьми или нелю­дями

пат­ри­арх Серб­ский Павел (1914–2009)

Судьба́ – мно­го­знач­ный термин, обо­зна­ча­ю­щий:

1) пред­на­зна­че­ние (идеал);
а) небес­ная: пол­но­цен­ное (тре­бу­е­мое при­зва­нием чело­века) рас­кры­тие черт Образа и Подо­бия Божия, жизнь в обще­нии с Богом и Его свя­тыми в Цар­ствии Небес­ном;
б) земная: испол­не­ние зем­ного пред­на­зна­че­ния; реа­ли­за­ция в земной жизни данных от Бога сил и талан­тов во славу Божию;
2) част­ное пред­на­зна­че­ние (напри­мер, пред­на­зна­че­нием Саула было слу­же­ние Богу и народу в каче­стве царя, но он не испол­нил его; к этой же роли был пред­на­зна­чен и Давид, и он испол­нил его);
3) жиз­нен­ный путь;
4) сте­че­ние обсто­я­тельств (про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божьему);
5) рок (неот­вра­ти­мость — поня­тие, свой­ствен­ное неко­то­рым формам язы­че­ства; см. также: детер­ми­низм).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен обще­ния с живым, личным Богом про­ти­во­ре­чит Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, на кото­ром осно­вано хри­сти­ан­ство. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст выра­зился ещё более опре­де­лённо: Учение о судьбе (роке) посе­яно диа­во­лом.

У антич­ных языч­ни­ков судьба – непо­сти­жи­мая пред­опре­де­лён­ность собы­тий и поступ­ков чело­века. Судьба языч­ника – это рок, фатум. Чело­век – игрушка судьбы, раб обсто­я­тельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изме­нить, ей можно только поко­риться, как при­зы­вали делать стоики. Этой «судьбы» Пра­во­сла­вие не при­знает, т.к. такое поня­тие судьбы абсо­лю­ти­зи­рует только один аспект – аспект несво­боды.

В науке роль судьбы выпол­няет при­чин­ность. Судьбы как фатума нет, но есть есте­ствен­ные законы физи­че­ского мира, кото­рые невоз­можно изме­нить, от дей­ствия кото­рых невоз­можно убе­жать. Если ты болен смер­тель­ной болез­нью – тебе нико­гда не выздо­ро­веть. Если тебе отсекли руку, она нико­гда не при­рас­тет обратно. Если ты смер­тен – ты непре­менно умрешь, лич­ность пол­но­стью рас­па­дется и не будет ничего. Как гово­рил тур­ге­нев­ский База­ров, лопух на могиле вырас­тет. Такой ате­и­сти­че­ской или нату­ра­ли­сти­че­ской детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие также не при­знает.

В про­ти­во­вес ука­зан­ным вари­ан­там судьбы в рели­ги­оз­ном созна­нии суще­ствует поня­тие судьбы как про­мысла, про­ви­де­ния. Не слепой рок, не без­лич­ные физи­че­ские законы, а Пре­муд­рый и Благой Творец управ­ляет жизнью чело­века. Не из-за несчаст­ли­вой судьбы, не из-за «есте­ствен­ной» зави­сти бра­тьев, а по про­мыслу Божию Иосиф ока­зы­ва­ется в Египте и ста­но­вится спа­си­те­лем своей семьи. Прп. Иоанну Дамас­кину отсекли руку, но – вопреки всем физи­че­ским зако­нам – она вновь при­рас­тает. Лазарь уми­рает, но вновь вос­кре­сает силой Гос­пода Иисуса Христа.

Как чело­век осу­ществ­ляет свою судьбу?

Он рож­да­ется на земле от опре­де­лен­ных роди­те­лей, в опре­де­лен­ной стране, опре­де­лен­ного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обсто­я­тель­ства жизни. От нас не зави­сит, где и от кого мы роди­лись. Это – судьбы Божии. Но если в язы­че­стве это опре­де­ляет все (рож­де­ние в бед­но­сти – несчаст­ная судьба, рож­де­ние в цар­ском доме – счаст­ли­вая), то в Пра­во­сла­вии все это не имеет реша­ю­щего зна­че­ния. Даже наобо­рот. Можно быть доб­ро­де­тель­ным и бла­го­по­луч­ным в бед­но­сти, а можно быть греш­ни­ком в богат­стве. Хри­стос даже утвер­ждает боль­шее сча­стье для бедных: бла­женны нищии…, трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное. Реша­ю­щим момен­том в дости­же­нии своей судьбы, в испол­не­нии боже­ствен­ного пред­опре­де­ле­ния явля­ется другое: сво­бод­ный выбор между добром и злом.

Но мы рож­да­емся греш­ными, с пер­во­род­ным грехом, т.е. воля, ум и чув­ства наши повре­ждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Полу­ча­ется, что и выбор между добром и злом мы не можем сде­лать так уж сво­бодно: мы от рож­де­ния выби­раем грех; нашими роди­те­лями мы обре­чены на изна­чаль­ную гре­хов­ность.

Тогда-то и всту­пает в дело благой Про­мысл Божий, кото­рый решает спасти нас не когда мы испра­ви­лись, а когда еще были вра­гами Божи­ими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спа­сает нас раз­лич­ными сред­ствами: посы­лает Свою пред­ва­ря­ю­щую бла­го­дать, про­све­щает нашу душу и про­буж­дает в нас стрем­ле­ние к Богу. Бог устами про­рока Исаии гово­рит: «Я открылся не вопро­шав­шим обо Мне; Меня нашли не искав­шие Меня» (Ис.65:1). В тече­ние всей жизни Бог мно­го­кратно обра­ща­ется к чело­веку, дает ему воз­мож­ность обра­титься к Себе и воз­рас­тить плод доб­ро­де­тели: кому во сто крат, а кому в шесть­де­сят, иному же в трид­цать (Мф.13:8). Это – тоже своего рода судьба: кто уго­ждает Богу в миру, кто – в свя­щен­стве, а кто – в мона­ше­стве.

Пра­во­слав­ное учение о пред­опре­де­ле­нии (пред­на­зна­че­нии) ко спа­се­нию

В Пра­во­сла­вии есть учение о пред­опре­де­ле­нии. Мы все пред­опре­де­лены ко спа­се­нию, учит св. апо­стол Павел: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» (Рим.8:29-30). Здесь слово «судьба» пони­ма­ется в смысле пред­на­зна­че­ния. В этом смысле у всех людей единая судьба – ока­заться в Цар­ствии Небес­ном: «Ибо при­звал нас Бог не к нечи­стоте, но к свя­то­сти» (1Фес.4:7).

Учение 12-ти Апо­сто­лов начи­на­ется с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже пред­опре­де­лена и у каж­дого есть своя судьба: или ока­заться в раю, или в аду. Это – ста­ти­че­ский, так ска­зать, аспект судьбы.

Помимо ста­тики есть и дина­мика. В про­ти­во­вес язы­че­ской или есте­ствен­но­на­уч­ной роко­вой детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие дает идею сво­боды и бла­гого про­мысла Божьего. Лично чело­век сво­бо­ден в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зави­сит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и обще­ние с Богом) или злая (вечная смерть и муче­ние с демо­нами). Кроме того, суще­ствует благой про­мысл Божий, кото­рый направ­ляет чело­века к спа­се­нию, помо­гает чело­веку сде­лать выбор в пользу добра, под­тал­ки­вает его к дороге, веду­щей в рай.

Свою судьбу чело­век осу­ществ­ляет в тече­ние своей жизни. Он растет, совер­шает поступки, учится выби­рать добро, совер­шать доб­ро­де­тель и избе­гать зла. И, нако­нец, дости­гает своей судьбы: окон­ча­тель­ной и бес­по­во­рот­ной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу уна­сле­до­вали святые и доб­ро­де­тель­ные жены и мужи. Или другой, страш­ной судьбы: без­воз­врат­ных муче­ний и без­на­деж­ного пре­бы­ва­ния в геенне огнен­ной. В таком случае можно гово­рить о судьбе как жиз­нен­ном пути каж­дого чело­века от рож­де­ния в бес­смер­тие. В отли­чие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть мно­го­об­раз­ной: тогда судьба – это реа­ли­за­ция общего пред­на­зна­че­ния отдель­ным чело­ве­ком, резуль­тат рас­кры­тия в себе образа и подо­бия Божия. И тогда можно гово­рить о горь­кой судьбе как неудав­шейся жизни, или о счаст­ли­вой судьбе, как о пути, завер­шен­ном в Цар­ствии Небес­ном.

Бог про­сла­вил тех, Кого Он пре­дуз­нал. Бог обла­дает все­ве­де­нием, для Него не суще­ствует нашего зем­ного вре­мени. При­ме­ров такого пред­зна­ния много: это пред­ска­за­ние о рож­де­нии свя­того Иоанна Пред­течи (Лк.1:15), это слова свя­того апо­стола Павла о своей избран­но­сти еще прежде рож­де­ния (Гал.1:15), это ука­за­ние на буду­щее Божие избра­ние роди­те­лям пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского… Поэтому-то Бог и откры­вает про­ро­кам и апо­сто­лам судьбы буду­щего века: Второе слав­ное При­ше­ствие, День все­об­щего Вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда. Как все­ве­ду­щему, Богу открыты все судьбы чело­века, и Он зара­нее знает, какой путь избе­рет чело­век: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба чело­века уже известна Богу зара­нее, и это и есть послед­ний аспект пра­во­слав­ного пони­ма­ния судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба пол­но­стью зави­сит от нашей доброй воли. И мы сами выби­раем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна вели­кая! Чело­ве­ков и скотов хра­нишь Ты, Гос­поди!» (Пс.35:7)

«О, бездна богат­ства и пре­муд­ро­сти и веде­ния Божия! Как непо­сти­жимы судьбы Его и неис­сле­димы пути Его!» (Рим.11:33).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами про­ис­хо­дит и 90%, из того, как вы на это реа­ги­ру­ете.

Учение о судьбе в нехри­сти­ан­ских рели­гиях

На фоне пра­во­слав­ного поня­тия о судьбе как выпол­не­нии боже­ствен­ного пред­на­зна­че­ния судьба чело­века в других рели­гиях выгля­дит блекло. В совре­мен­ном иуда­изме всех, рож­ден­ных от Адама, ожи­дает смерть. Даже после­до­ва­тели и испол­ни­тели закона Моисея и пред­пи­са­ний Торы после смерти идут в шеол – место, лишен­ное Бога. Судьба совре­мен­ного иудея горька: если Вави­лон­ский плен длился 70 лет, то совре­мен­ное рас­се­я­ния длится уже два тыся­че­ле­тия. Храма – даже вто­рого – нет. Самая глав­ная часть закона Моисея не испол­ня­ется: без храма невоз­можно при­но­сить жертвы за грехи. Бог нака­зы­вает Свой народ за них рас­се­я­нием по всему свету. Все иудеи – ски­тальцы. Их земная судьба – судьба вечно гони­мых стран­ни­ков, от кото­рых Бог отвер­нул Свое лице. А поскольку жертва не совер­ша­ется и грех народа про­дол­жает вызы­вать гнев Божий, их посмерт­ная судьба – пре­бы­ва­ние в шеоле. Даже при­ше­ствие иудей­ского мессии не сможет помочь умер­шим, т.к. иуда­изм отри­цает вос­кре­се­ние мерт­вых. Чем-то это похоже на марк­сизм: чтобы отда­лен­ные потомки могли удо­вле­тво­рять любые свои при­хоти без вся­кого труда (это и озна­чает лозунг «каж­дому по потреб­но­стям, от каж­дого по спо­соб­но­стям»), другим надо голо­дать, уми­рать и жить в нищете без всякой надежды попасть в ком­му­ни­сти­че­ский рай.

Судьба чело­века в исламе несколько иная: у мусуль­ман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места жен­щи­нам, разве что пре­дельно бла­го­че­сти­вым женам, кото­рые будут про­дол­жать при­слу­жи­вать своему гос­по­дину и на небе. Но они вряд ли будут пер­выми в ряду 70 пре­крас­ных гурий, кото­рыми будет обес­пе­чен каждый достиг­ший неба после­до­ва­тель Аллаха. Это – общая судьба мусуль­ман. Но личная скла­ды­ва­ется иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Кото­рого совер­ша­ется ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может тво­рить все, что захо­чет: его жела­ния и воля не огра­ни­чены ника­кими рам­ками, ника­кими зако­нами, ни какими клят­вами или обе­ща­ни­ями. И потому судьба чело­века в исламе – в абсо­лют­ной зави­си­мо­сти от воли Аллаха. А воля Аллаха не зави­сит ни от гре­хов­но­сти чело­века, ни от его доб­ро­де­тели. Захо­чет Аллах – и чело­век будет бла­го­ден­ство­вать, даже если он страш­ный греш­ник. Захо­чет – и будет нищим ски­таль­цем, даже если он пре­дельно доб­ро­де­тель­ный. Преду­га­дать невоз­можно, что же именно надо сде­лать, чтобы попасть в обе­щан­ный рай. Согласно исламу все, что бы ни про­ис­хо­дило с чело­ве­ком, есть воля Аллаха. Объ­яс­нить ее невоз­можно, изме­нить – тоже. Оста­ется только покорно тер­петь ее. В каком-то смысле покор­ность воле Аллаха похожа на покор­ность неот­вра­ти­мому року в гре­че­ском язы­че­стве.

Если вспо­ми­нать восточ­ные рели­гии, то судьба чело­века там совсем печаль­ная. Так как мира как тако­вого не суще­ствует, он лишь майя – нава­жде­ние, то и лич­ность отдель­ного чело­века – лишь вре­мен­ная кате­го­рия. Более того – это зло. Восточ­ное благо – это без­лич­ное единое целое, не име­ю­щее созна­ния, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый чело­век несет свою карму, т.е. отве­чает за поступки и дей­ствия того, о ком он даже не помнит – своего якобы про­шлого вопло­ще­ния. Поэтому судьба чело­века на востоке также пла­чевна: земные радо­сти могут обер­нуться буду­щими стра­да­ни­ями, а нынеш­ние стра­да­ния не гаран­ти­руют благое суще­ство­ва­ние после смерти, т.к. неиз­вестно, сколько именно надо стра­дать, чтобы испол­нить карму, вели­чина кото­рой заве­домо неиз­вестна. И конеч­ная цель жизни – достичь нир­ваны, т.е. пол­ного рас­тво­ре­ния в Будде. Это уни­что­же­ние лич­но­сти пра­во­слав­ный фило­соф Выше­слав­цев назы­вает страш­ными, но точ­ными сло­вами: духов­ное само­убий­ство.

***

Само поня­тие “судьба” не уко­ре­нено в пра­во­слав­ном бого­сло­вии. Жизнь чело­века не пред­опре­де­лена — Гос­подь не огра­ни­чи­вает воли лич­но­сти, кото­рая сама выби­рает направ­ле­ния своего жиз­нен­ного пути (пат­ри­арх Алек­сий II).

Обра­тите вни­ма­ние,   как Гос­подь ведёт Себя по отно­ше­нию к Иуде. За его доб­ро­де­тели (они у него были) берет его в число 12 апо­сто­лов (чтобы он не поза­ви­до­вал); зная о его воров­стве, не раз­об­ла­чает его, чтобы не оттолк­нуть, а покры­вает любо­вью; зная о его пре­да­тель­стве, при­кро­венно, не укоряя, пре­ду­пре­ждает его, гово­рит о страш­ном нака­за­нии за этот грех. Гос­подь делает все, чтобы не под­толк­нуть его ко греху, а оста­но­вить любо­вью.

Не так Он ведет себя с Петром: его Он и сата­ной назы­вает, и резко обли­чает перед дру­гими, зная, что он пока­ется в грехе. Так Гос­подь, пред­видя буду­щее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погу­бить.

Каж­дого чело­века Он при­зы­вает к бытию в самое лучшее для этого чело­века время, устра­и­вает его жизнь, посы­лает нужных людей, радо­сти или скорби, болезни или выздо­ров­ле­ние.

Конечно, это мое утвер­жде­ние можно при­нять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на гра­ницу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невоз­можно до Страш­ного Суда понять пере­пле­те­ние судеб, при­чины поступ­ков, сроки жизни и прочие тайны, свя­зан­ные с про­мыс­лом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спа­се­ния, Гос­подь остав­ляет место для нашего сво­бод­ного изво­ле­ния. Мы можем при­нять или не при­нять это ВСЕ (не на словах, а на деле).

Я тоже долго мучился всеми этими вопро­сами. Никак ничего не мог понять, а потом дове­рился Богу и успо­ко­ился. Я больше, слава Богу, не подо­зре­ваю Его ни в чем, а верю в Совер­шен­ную, Абсо­лют­ную Любовь к каж­дому чело­веку и даже ко мне, греш­ному! И так радостно и светло на душе, когда помыш­ля­ешь об этом. Если с этой верой смот­реть на то или другое собы­тие, на ту или иную чело­ве­че­скую судьбу, то ничего не сму­щает, а многое (хотя и не все, конечно) дела­ется вполне понят­ным.

С любо­вью о Христе,

 про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов

Цитаты о судьбе

«Смотри вперед – с надеж­дой, назад – с бла­го­да­ре­нием, наверх – с молит­вой, вниз – с пока­я­нием, внутрь – со вни­ма­нием! А вокруг – с любо­вью!»
игумен Тихон (Бори­сов)

«Тёмное слово “судьба” лучше нам будет заме­нить ясным и опре­де­лен­ным выра­же­нием — про­ви­де­ние Божие».
Вла­ди­мир Соло­вьёв

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки