прот. Александр Мень

Источник

Э́вальд

Э́вальд (Ewald) Генрих Георг Август (1803–1875), немецкий протестантский библеист, востоковед, общественный деятель. Родился в Геттингене, где и окончил университет (ученик И.*Айххорна). Специализировался по восточным языкам. Получив степень доктора философии (1823), стал профессором восточных языков Геттингенского университета (1827–1837). С 1838 преподавал в Тюбингене философию и богословие. В 1848 вернулся в Геттинген. В 1849 основал «Ежегодник библейской науки» («Jahrbü cher der biblischen Wissenschaft»). Активно участвовал в церковно-политической борьбе, связанной с процессом объединения протестантских конфессий. Трижды был вынужден покинуть кафедру. Вел острую полемику как с католиками, так и с радикальными протестантами (*тюбингенской школы), а в качестве депутата Рейхстага выступал против Бисмарка и прусской гегемонии. Умер в Геттингене.

Эвальду принадлежит ряд филологических работ, в т.ч. грамматика древнееврейского языка (1827). Он первый из библеистов Нового времени отверг ошибочное чтение ветхозаветного имени Божьего (см. статью *Имена Божьи). Развивая концепции *Астрюка и *Штэлина, Эвальд предложил собственный вариант *документарной теории происхождения Пятикнижия. По его мнению, *Пятикнижие сформировалось из 10 письменных *источников, наиболее ранними из которых были *Браней Господних Книга и *Книга Завета. *Священническую традицию он отнес к эпохе царя Соломона, а остальные разделы *Закона – к эпохе *пророков.

Наибольшую известность приобрел 7-томный труд Эвальда «История израильского народа» («Geschichte des Volkes Israel bis Christus», Gött., 1843–1859). Это была одна из первых попыток реконструкции библейской истории, построенная на принципах научной критики. «Его блестящий талант и искреннее чувство, – отмечал Н.М.*Никольский, – помогли ему создать некоторые страницы, в особенности посвященные характеристике пророчества, поистине бессмертные, читающиеся до сих пор с громадным интересом». Эвальд рассматривал развитие ветхозаветной религии как прелюдию к Евангелию. Сама евангельская история изложена Эвальдом в 5-м т. Эвальд следовал гипотезе о происхождении Синоптиков из *устной традиции, которая была позднее записана в виде отдельных речей и рассказов, ставших основой канонических Евангелий. В описании жизни Иисуса Христа Эвальд занимал компромиссную позицию, между традиционными церковными взглядами и умеренным *рационализмом *либерально-протестантской школы. Систематизации библейского *богословия он посвятил особый труд: «Учение Библии о Боге, или богословие Ветхого и Нового Завета» («Die Lehre der Bibel von Gott oder Theologie des Alten und Neuen Bundes», Bd.1–3, Lpz.,1873–1874). В книге последовательно рассмотрены учение о Боге, об отношении Бога к миру и человеку, библейская *этика и благовестие о Царстве Божьем. Работы Эвальда оказали большое влияние на всю западную библеистику 19 в.

♦ Das Hohelied Salomos, Gött.,1826; Die Dichter des Alten Bundes, Gött., 1835–1839; Die drei ersten Evangelien, Gött., 1850; Die Sendschreiben des Apostels Paulus, Gött., 1857; Die Alterthümer des Volkes Israel, Gött., 1848; Die Propheten des Alten Bundes, Bd.1–3, Gött., 1867–18682.

● *Ренан Э., Очерки по истории религии, пер. с франц., СПб. 1907, с.76 сл.; *Троицкий Н., О происхождении первых трех канонических Евангелий. Опыт разбора гипотез Г.Эвальда и Ю.Хольцманна, Кострома, 1878; ЭСБЕ, т.40; *Cheyne Т.К., The Founders of the Old Testament Criticism, N.Y.,1893; Kraus,S.182–190; *Smеnd R., Das Моsesbild von Heinrich Ewald bis Martin Noth, Tüb.,1959; Enc.Kat., t.4, s.1374.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle