Экзеге́за
Экзеге́за библейская (от греч. έξήγησς – толкование, объяснение), толкование текста Священного Писания. В литературе термин Экзегеза нередко употребляется как синоним термина *экзегетика, хотя в строгом смысле слова они не являются тождественными.
Необходимость Экзегезы и ее методы. В своей центральной, керигматической основе (см. статью *Керигма) Священное Писание доступно каждому. Однако, будучи сложным полисемантическим «организмом», Библия для более глубокого ее понимания нуждается в пояснениях. Эта необходимость обусловлена множеством факторов: и неоднозначностью библейских средств выражения, и дистанцией (культурной, хронологической), которая отделяет священных писателей от их читателей, и наличием внутри Библии различных оттенков *Предания. Поскольку Священное Писание создано в лоне Церкви, Церковью и для Церкви (как Ветхий, так и Новый Завет), православное сознание отдает приоритет истолкования самой Церкви, особенно в тех случаях, когда речь идет о вероучительных истинах.
Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности священных авторов (их личности, языка, воззрений; см. статью *Богочеловеческая природа Писания). Это требует от Экзегезы учета того исторического фона и *«жизненного контекста», с которыми связаны библейские книги, а также филологических исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли священных авторов. Отсюда важность для Экзегезы *исагогики, включающей проблемы *канона, *датировки и *атрибуции священных книг, различных форм *критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и других) и дополнительных дисциплин (*археологии, *географии, *палеографии, *папирологии, *эпиграфики, изучения *Древнего Востока и *античности).
Священное Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозаветное, а затем новозаветное). Следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христианского церковного учения. Христианская Экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии (см. статьи: *Герменевтика; *Новая герменевтика). Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и другие подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь буквальный смысл текста и объяснить его с точки зрения древнего культурного контекста. Важно выявить содержащееся в нем Слово Божье, обращенное к людям всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Экзегезы раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте.
Определенное место в Экзегезе занимает *сравнительно-литературное, *сравнительно-религиозное и *сравнительно-филологическое изучение Библии.
Библейская Экзегеза носит двуединый характер. С одной стороны, она изучает Писание как исторический и литературный памятник, а с другой – как боговдохновенное Слово, как *Откровение. Каждый из двух аспектов требует собственного подхода. Вместе же они дают целостный экзегетический синтез.
Этапы и направления Экзегезы. Начало Экзегезы прослеживается уже в дохристианское время. Многие законы *Пятикнижия представляют собой истолкование и раскрытие заповедей *Декалога. В Пс. содержится своего рода молитвенно-литургический комментарий к Пятикнижию, Историческим книгам и *мудрецов Писаниям. Иудейское толкование Библии *междузаветного периода шло в двух направлениях: в плане законнической *галахи и в плане этико-богословском.
Евангельская проповедь – как Самого Христа Спасителя, так и апостолов – содержит объяснение Ветхого Завета в свете нового *Откровения.
Христианская Экзегеза при своем возникновении заимствовала некоторые приемы, выработанные в античных толкованиях древних текстов и в иудейской экзегезе. Впоследствии, в Новое время, она пользовалась методами различных школ историографии, литературоведения, философии, языкознания. Экзегеза прошла несколько этапов и породила ряд направлений, как ортодоксальных, так и отступающих от церковной точки зрения.
а) *Святоотеческая Экзегеза (обычно датируется 1–5 вв.) разрабатывала основные методы толкования, ставя в центр духовно-нравственный и вероучительный смысл Библии. См.статьи: *Александрийская школа; *Антиохийская школа; *Эдесская школа.
б) *Византийская Экзегеза (6–15 вв.) следовала в основном за экзегетами святоотеческих школ. Тропологический характер носила Экзегеза византийских подвижников.
в) *Средневековая западная Экзегеза (6–11 вв.), подобно византийской, как правило, не выходила за рамки святоотеческой традиции.
г) Средневековая католическая Экзегеза (12–15 вв.), включая *схоластическую средневековую экзегезу, создавала святоотеческие *катены, разрабатывала учение о полисемантизме Писания и о его мистической интерпретации.
д) Католическая экзегеза *ренессансной библеистики (15–16 вв.) продолжила филологические исследования Библии, начатые св. отцами, и ставила акцент на этическом толковании.
е) Протестантская Экзегеза классического периода Реформации (16 в.) подчиняла толкование конфессионально-полемическим задачам, проводила различие между «внешним» и «внутренним» словом в Писании.
ж) Православная Экзегеза Hoвoгo времени, главным образом *русская библеистика (1820 вв.), шла по пути синтеза историко-критического и нравственно-догматического толкования.
з) Католическая Экзегеза Нового времени (17–20 вв.) прошла два этапа. Первый (до 20 в.) характеризовался попытками привлечения критических методов для толкования и борьбой против них церковного магистериума; второй (20 в.) отмечен рецепцией этих методов при сохранении католической богословской ортодоксальности.
и) Протестантские неортодоксальные направления Экзегезы (16–20 вв.) включали *социнианскую экзегезу, толкования, связанные с *рационализмом в библеистике, учениями И.Канта, *Гегеля, экзистенциальной философией и другими доктринами.
к) Протестантская ортодоксальная Экзегеза (16–20 вв.) характеризуется множеством оттенков: от принятия библейской критики до полного ее отрицания (см. статью *Фундаментализм).
Кроме того, особые формы библейской Экзегезы сложились в рамках сект (см. статьи: *Иеговистская экзегеза; *Новоизраильское понимание Библии; *Мунистская интерпретация Библии и другие), во внехристианских учениях (см. статьи: *Иудаизм; *Оккультные толкования Библии) и, наконец, во внерелигиозной науке, рассматривающей Библию только как исторический памятник
● Бланк И., Экзегеза как основная теологическая дисциплина, «Символ», 1981, №6; *Вигуру Ф. Руководство..., М.,19162, т.1; *Елеонский Ф.Г., Состояние истории ветхозаветной Церкви в современной протестантской литературе, ХЧ, 1870, №2; *Корсунский И.Н., Иудейское толкование Ветхого Завета, М.,1882; его же, Новозаветное толкование Ветхого Завета, М.,1905; Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; прот. Мень А., О русской православной библеистике, БТ, 1987, сб.28; еп.*Михаил (Лузин), Библейская наука. Кн.1: Очерк истории толкования Библии, Тула, 1898; *Никольский М.В., Успехи науки библейской в России, ПО, 1887, ч.I, №3; прот.*Полотебнов А., Исторические свидетельства об изучении Библии в хронологическом порядке, К.,1875; Происхождение Библии (Из истории библ. критики): Ветхий Завет, М.,1964; Пэйпер Ф., Библейская критика в Голландии, ХЧ, 1913, №5; *Рыбинский В.П., Библейская ветхозаветная критика, ТКДА, 1908, №12; *Сольский С., Краткий очерк истории священной библиологии и экзегетики, ТКДА, 1866, №10–12; *Юнгеров П.А., Очерк истории толкования ветхозаветных книг Священного Писания, ПС, 1910, №11; *Farrar F.W., History of Interpretation, Grand Rapids (Mich.), 1961; Fishbаnе M., Biblical Interpretation in Ancient Israel, N.Y.,1984; Gеnthе H.J., Kleine Geschichte der neutestamentlichen Wissenschaft, Gött., 1977; Grаnt R.M., A Short History of the Interpretation of the Bible, N.Y.,1963, *Кrаus H.J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Testaments, Neukirchen, 1956; *Kümmel W., Das Neue Testament, Freiburg, 1958; Levie J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.-Louvain, 1958 (англ. пер.: The Bible, Word of God in Words of Men, L.,1961); Lubас H. de, Exégèse médiévale, vol.1–4, P.,1959–1964; Nеill S., The Interpretation of the New Testament, 1861–1961, L.,1966; Vermes G., Hаnson R., The Cambridge History of the Bible, vol.1–3, Camb. (Eng.), 1963–1970; JBC, v.2, p.590; Enc.Kat., t.4 , s.710; NCE, v.2, p.507; ODCC, p.490; RGG, Bd.1, S.1227; cм. также статьи: *Англо-Американская библеистика; *Болгарская библеистика; *Герменевтика; *Греческая библеистика; *Католическая библеистика; *Комментарии библейские; *Немецкая библеистика; *Нидерландская библеистика; *Польская библеистика; *Православная библеистика; *Протестантская библеистика; *Ренессансная библеистика; *Румынская библеистика; *Русская библеистика; *Святоотеческая экзегеза; *Скандинавская библеистика; *Средневековая экзегеза; *Схоластическая средневековая экзегеза; *Толковые Библии; *Французская библеистика; *Чешская библеистика; *Школы библейские.