прот. Александр Мень

Источник

Эллини́зм

Эллини́зм и Библия. Термин Эллинизм обозначает особый тип культуры, сложившийся в Средиземноморье после завоевательных походов Ал.Македонского (конец 4 в. до н.э.).

Основные черты эллинистической культуры были обусловлены взаимодействием греческой и восточной культур. Походы Александра и власть его преемников распространили греческую цивилизацию далеко за пределы Балкан. Ее воздействие сказалось не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в Средней Азии и Индии. В свою очередь, происходила ориентализация греческих обычаев и верований; возникали различные формы религиозного *синкретизма, сочетавшего элементы западных и восточных культов (и соответственно культового искусства). Именно в эпоху Эллинизма греческие и восточные верования проникли в Рим, который стал преемником эллинистических держав. Периоду Эллинизма свойственны возрождение античных мистерий и развитие языческих вариантов *эсхатологии.

Философия Эллинизма (стоицизм, кинизм, скептицизм, эпикурейство) имела не метафизическую, а преимущ. этическую направленность. В рамках этой философии впервые возникла идея *«универсальной религии». Для Эллинизма характерно преобладание городской цивилизации, рост просвещения (создание библиотек, музеев, популярной литературы). Одновременно в период Эллинизма наблюдается развитие оккультизма, астрологии, суеверий. Литература Эллинизма несет на себе черты эпигонства и декаданса. Наиболее выдающиеся произведения эллинистической литературы относятся к области этики и историографии. Научная мысль Эллинизма была сосредоточена на практической, инженерной сфере.

Библия и Эллинизм. Широкое распространение идеи единства человечества началось в эпоху Эллинизма. Этому способствовал ряд факторов, в частности то, что греческий язык (см. статью *Койнэ) стал международным. Слово «эллин» теряет этнический характер и превращается в понятие, связанное с культурной принадлежностью. Универсалистское мышление сказывается в появлении трудов на греческом языке, написанных вавилонскими (Берос) и египетскими (Манефон) авторами. В эллинистическом контексте осуществляется и перевод Ветхого Завета на греческий язык (*Септуагинта). Тогда же начинается обращение многих «эллинов» в иудейство (см. статью *Прозелиты). В Палестине и *диаспоре среди иудеев возникает течение грекофилов, которое пропагандирует западные обычаи, моды и образ жизни. Однако эта тенденция, свойственная всем регионам эллинистической культуры, поставила под угрозу само содержание библейской религии. Против этой опасности выступили *хасиды; а когда сирийский царь Антиох IV Епифан попытался насильственно насадить язычество в Иудее, вспыхнуло Маккавейское восстание, положившее конец эллинизации иудеев. С этого времени в ветхозаветной Церкви усиливается стремление к обособленности (в известной мере подпитывающей античный антисемитизм). Тем не менее элементы эллинистической культуры продолжают просачиваться в *иудейство. Наиболее ярко это проявилось в иудейском богословии Александрии, нашедшем завершение в творчестве *Филона Александрийского.

Воздействие Эллинизма заметно в Неканонических книгах Ветхого Завета (особенно в 1–4 Макк. и Прем.). В частности, автор Прем. излагает учение о бессмертии души в том же ключе, в каком его рассматривали многие греки. Восточные элементы Эллинизма отразились в *апокалиптической литературе (см. статью *Апокрифы). Многие иудеи диаспоры говорили на греческом языке и назывались «еллинистами». К их числу принадлежал первомученик Стефан и первые проповедники Евангелия среди язычников (Деян.11:20). Основную массу обращенных в христианство вначале составляли прозелиты.

Книги Нового Завета были написаны в эллинистической среде. Это давало повод экзегетам *религиозно-исторической школы искать в них влияние языческих мистерий (*Буссе, *Райценштайн и другие). Однако работами многочисленных исследователей (*Глубоковский, А.*Швейцер и др.) было доказано, что в Новом Завете под эллинистической оболочкой сохранялась исконная библейская традиция, не угасшая и в *языко-христианских общинах.

● *Аверинцев С.С., Греческая литература и ближневосточная «словесность», в книге: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира, М.,1971, т.1; *Арсеньев Н., Эллинистический мир и христианство, Варшава, 1933; Баумгартен Ф. (и др.), Эллинистическо-римская культура, СПб.,1914; Боннар Ш., Греческая цивилизация, пер. с франц., М.,962, т.3; *Гэтч Э., Эллинизм и христианство, в книге: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т.6; *Глубоковский Н.Н., Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу, в его книге: «Евангелие» св. апостола Павла и теософия Филона, кн. Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право, СПб., 1910, т.2; Зелинский Ф.Ф., Религия эллинизма, Пг.,1922; Лосев А.Ф., История античной эстетики. М.,1979–1980, т.5–6; Моммзен Т., История Рима, М.,1949, т.5; Ранович А.Б., Эллинизм и его историческая роль, М.-Л.,1950; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (с библиогр.); *Тарн В., Эллинистическая цивилизация, М.,1949; *Тураев Б.А., История древнего Востока, Л.,1936, т.2; *Фрэзер Дж., Золотая ветвь, М.,1980; Шлюмберже Д., Эллинизированный Восток, М.,1985; Штэрк В., Иудейство и эллинизм, в книге: Христианство в освещении протестантских теологов, СПб.,1914; *Dаniélou J., Message évangélique et culture hellénistique aux II et III siècles, P.,1961; *Hеngеl M., Judentum und Hellenismus, Tüb.,1969 (англ. пер.: Judaism and Hellenism, Phil.,1974); *Тоуnbее A., Hellenism, L.,1959; Wendland P., Hellenistisch-Romische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum, Tüb.,1912; прочую библиографию cм. в указанных трудах, а также в статьях: *Второго Храма период; *Междузаветный период; *Премудрости Соломоновой Книга.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle