прот. Александр Мень

Источник

Рад

Рад (Rad) Герхард фон (1901–1971), немецкий протестантский библеист. Родился в Нюрнберге; богословское образование получил в университетах Эрлангена и Тюбингена. В 20-х гг. занимал должность церковного викария.

К занятиям Библией Рада побудила дискуссия с представителями националистического крыла *либерального богословия, «немецкими христианами», которые полностью отметали Ветхий Завет, предлагая заменить его германскими сагами. Стремясь найти ответ на вопрос: имеет ли Ветхий Завет сегодня богословскую ценность, Рад приступил в Лейпциге к исследованиям Библии под руководством *Аль та. Выводы *критики библейской не оттолкнули его, а привели к убеждению, что она во многом помогает лучшему пониманию текста.

В 1929 Рад защитил диссертацию «Народ Божий во Второзаконии» («Das Gottesvolk im Deuteronomium», Stuttg.,1929). В ней он привел важные аргументы в пользу того, что Библия отражает «веру в Бога, Который открывается в событиях истории». Хотя сущность *историзма Свящ. Писания была осмыслена и раньше (в частности, русскими богословами; см. статью *Бердяев), Рад разработал эту проблему наиболее полно и стал зачинателем нового направления в экзегетике. Он указывал (на примере Втор.), что для священных писателей история была фактором религиозным, а не «светским», что для них возникновение и жизнь народов совершались не по воле случая, а в соответствии с замыслами Творца.

В 1930 Рад стал приват-доцентом в Лейпциге, а затем занимал кафедру Ветхого Завета в университетах Иены (1934–1945), Геттингена (1945–1949) и Гейдельберга (1949–1966). Чтобы подчеркнуть свое несогласие с «немецкими христианами», которых поддерживал Гитлер, Рад присоединился к антинацистской «Исповеднической церкви». Как ее представитель он объезжал многие города с лекциями и докладами, хотя это могло навлечь на него преследования. Он разъяснял, что библейское понятие нации как единства, творимого и руководимого Богом, несовместимо с нацистским, в котором божественным считался сам дух народа. Одновременно Рад не мог согласиться с *Бартом и *Бультманом, которые во имя борьбы с фашистским этатизмом хотели изгнать историю из богословия. В его глазах она была ключом к сущности двух Заветов.

Опираясь на труды *Гункеля и *Мовинкеля, Рад применил к Ветхому Завету методы *«истории форм» школы, чтобы понять, в каком *«жизненном контексте»

сложились библейские книги. Рад делал ударение не столько на анализе *источников, сколько на богословском понимании их синтеза. По его мнению, синтез был обусловлен изначальной *«основой» Пятикнижия. Эта «основа» заключалась в кратких исповеданиях веры (типа Втор.26:5–10), которые повторялись на ежегодных религиозных праздниках. Такие исповедания носили не метафизический, статичный характер, а были пронизаны духом истории. История священна, ибо в ней действует Сам Бог. Различные традиции, связанные с *патриархами, Исходом, Синаем, покорением земли обетованной, обрели единство в *четырех источниках Пятикнижия, хотя вначале они были независимыми. Рад считал, что эту священно-историческую эпопею нельзя рассматривать отдельно от Ис.Нав. Именно *Шестикнижие завершает путь от Обетования патриархам до его исполнения. Но исполнение еще не было окончательным.

Источник ветхозаветной *эсхатологии Рад усматривает в *профетизме, которому он посвятил второй том своего «Богословия Ветхого Завета» («Theologie des Alten Testaments», Вd.1–2, Münch.,1958). Эта книга, получившая широкое признание, представляет собой не систематизацию ветхозаветного вероучения, а живую, полную глубоких идей и наблюдений историю традиций Ветхого Завета. Рад показал, как после эпохи Давида пророкам было открыто, что первоначальный Завет нарушен народом. В этом кризисе родилось новое Обетование, которое постепенно переросло прежние, чисто земные, чаяния и обрело широчайшую эсхатологическую перспективу. Описывая богословие Ветхого Завета как «богословское осмысление истории», Рад вернулся к традиционному для христианской экзегетики признанию ценности *прообразов библейских. Поскольку история спасения преломлялась в богослужебной жизни и лишь потом находила отражение в книгах, она воспринималась как насыщенная глубоким символизмом. Этот символизм устанавливает связь между обетованиями и событиями Ветхого Завета и их завершением в Новом Завете.

♦ Das Geschichtsbild des chronistischen Werkes, Stuttg.,1930; Die Priesterschrift in Hexateuch, Stuttg.-B.,1934; Das Formgeschichte Problem des Hexateuchs, Stuttg.,1938 (англ. пер.: The Problem of the Hexateuch, Edin.,1966); Deuteronomium-Studien, Gött., 1947 (англ. пер.: Studies in Deutoronomy, Chi.,1953); Das еrstе Buch Mоsе, Вd.1–3, Gött., 1949–1953 (англ. пер.: Genesis: A Commentary, Phil.,1961); Der heilige Krieg im alten Israel, Z.,1951; Gesammelte Studien zum Alten Testament, Münch., 1958; Weisheit in Israel, Neukirchen-Vluyn, 1970 (англ. пер.: Wisdom in Israel, L.,1972); Gottes Wirken in Israel, Gütersloh, 1977 (англ. пер.: God at Work in Israel, Nashville, 1980); прочие труды Рада указаны в книге: Probleme biblischer Theologie (zum H.Geburtstag), Münch.,1971.

● *Hаrrington W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; Косh K., Gerhard von Rad, TTS, S.483–487; Mоriаrtу T.L.,G.von Rad’s Genesis, in: *MacKenzie J.L. (ed.), The Bible in Current Catholic Thought, N.Y.,1962; ODCC, p.1155.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle