Уильям Д. Маунс

Источник

Глава 4. Пунктуация и деление на слоги

Прикосновение к экзегетике

Когда Новый Завет был впервые написан, в нём не было знаков препинания. Фактически, слова следовали друг за другом безо всяких разделений. Пунктуация и разделение на стихи появились в текстах рукописей намного позже.

Очевидно, это создаёт некоторые трудности для современных ученых, так как то, как расставлены в стихе знаки препинания, может оказывать значительное влияние на истолкование стиха. Один выдающийся пример – это Римлянам 9:5. Если после κατά σάρκα («по плоти») поставить точку, то последняя часть стиха превратится в заявление о Боге Отце (как в «Новой Английской Библии» [ΝΕΒ]: «Пусть Бог, глава всего, будет благословен во веки! Аминь»). Однако если в этом месте поставить запятую, то последняя часть предложения будет говорить о Христе (как в «Новой Международной Версии» [NIV]: «Христос, сущий над всем Бог, прославленный во веки! Аминь»).

Есть ли разница? Большинство ученых считают, что есть. Если второй способ расстановки знаков препинания раскрывает, что Павел имел в виду, то в данном стихе мы имеем ясное заявление, подтверждающее божественность Иисуса Христа. Он на самом деле Бог. То, как перевод трактует непростые стихи, такие как этот, показывает богословские представления переводчика.

Роберт X. Маунс

Обзор

В этой главе вы узнаете:

– о четырех греческих знаках препинания и о трех знаках ударения;

– о том, как греческие слова делятся на слоги.

Греческая пунктуация

4.1. Пунктуация


символ внешний вид значение в греческом
θεός, запятая запятая
θεός. точка точка
Θεός` точка над строчкой точка с запятой и двоеточие
θεός; точка с запятой знак вопроса18

4.2. Диакритические знаки

1. Знак диарезы. Уже описан в 3.5.

2. Апостроф. Когда некоторые предлоги19 и союзы, оканчивающиеся на гласную, оказываются перед словом, начинающимся с гласной, последняя гласная первого слова выпадает. Это явление называют элизией. Элизия помечается апострофом, помещаемым на месте выпавшей гласной.

ὰπὸ ὲμοῦ ►ὰπ’ έμοῦ

3. Ударения. Почти все греческие слова имеют знак ударения. Он помещается над гласной и показывает, на какой слог падает ударение.

Первоначально, ударение было тоновым: тон голоса немного повышался, понижался или повышался и понижался на ударном слоге. В конце концов, ударение стало динамическим, как в русском языке20. Большинство преподавателей считают, что достаточно, если студенты просто делают динамическое ударение на ударном слоге.

Острое (или восходящее) ударение показывает, что тон повышается на ударном слоге (αὶτέω).

Тупое (или нисходящее) ударение показывает, что тон понижается на ударном слоге (καὶ θεὸς ἦν ό λόγος).

Профессор: Может оказаться, что некоторые слова имеют два ударения. Существуют определённые слова, которые отдают своё ударение последующему слову («проклитики») или предшествующему слову («энклитики»), и в результате получается слово, не имеющее ударения, и другое слово, возможно, имеющее, два ударения.

– εἰς – проклитик, так что мы встречаем εἰς τὴν οἰκίαν

ἐστιν – энклитик, так что мы встречаем οὗτός ἐστιν

Облеченное ударение (или циркумфлекс) показывает, что тон голоса и повышается, и понижается на ударном слоге (ὰγνῶς).

Обратите внимание, что внешний вид знака ударения показывает направление изменения тона.

Чем же полезны ударения? Некоторые преподаватели настаивают, что правила расстановки ударений необходимо выучить, некоторые – что они не нужны. Так как оригинальные манускрипты не содержали ударений, и поскольку я считаю такие правила излишним бременем для начинающих, сюда они не включены. Если преподаватель полагает, что они важны, следует обратиться к разделу «Дополнительные сведения» в конце данной главы.

Однако всё это не означает, что ударения бесполезны и их нужно игнорировать. Совсем нет. Ударения весьма важны в следующих сферах:

– Произношение. Если все студенты в классе ставят ударения где придётся, будет сложно общаться друг с другом. Последовательное выделение ударного слога приведёт к желанному и необходимому единообразию.

– Запоминание. Если вы не произносите слово каждый раз одинаково, запомнить его будет сложно. Вообразите заучивание слова κοινωνία, если вы не в состоянии решить, куда падает ударение. Попробуйте произнести [кой-но-ни-а] четыре раза с ударением на четыре разных слога. Видите, почему единообразие столь желательно?

– Различение. Есть несколько слов, которые совпадают друг с другом во всём за исключением ударений. Например, τίς означает «кто?», а τις – «кто-то». Также знание ударений помогает при различении некоторых форм глаголов. Эти особенности будут отмечены, когда мы до них дойдём. Однако помните, что ударений в первоначальном тексте не было, так что они открыты для толкования.

Профессор: Большинство преподавателей преподают древнегреческий как мертвый язык, так что вы можете научиться только писать на нём. Но чем больше чувств вовлечено в процесс, тем лучше происходит запоминание. Так что давайте немного поучимся говорить по-гречески. Мы начнём чуть ниже. Если вам это понравится, периодически заглядывайте на сайт KidsGreek.com, где постоянно размещаются всевозможные любопытные материалы (на английском языке).

Деление на слоги

4.3. Как делить слова на слоги. Чтобы произносить греческие слова, вы должны уметь делить их на слоги. Этому можно научиться двумя способами.

Первый – понять, что греческие слова распадаются на слоги почти так же, как и русские. Поэтому, «доверившись своим чувствам», вы будете делить греческие слова на слоги почти автоматически. Если вы практикуетесь в чтении 1-го послания Иоанна из упражнений к данной главе, деление на слоги не будет для вас проблемой.

Важно, чтобы вы овладели делением на слоги, иначе вы не сможете произносить слова единообразно, и у вас будут проблемы и с запоминанием, и при общении с другими студентами.

4.4. Правила. Второй способ – выучить основные правила деления на слоги. Они таковы:

1. В каждом слоге содержится одна гласная (или дифтонг). Например: ὰ-κη-κό-α-μεν, μαρ-τυ-ροῦ-μεν. Поэтому слогов в слове столько же, сколько гласных/ дифтонгов.

2. Одиночная согласная (не входящая в группу согласных21) образует слог со стоящей после неё гласной. Согласная на конце слова образует слог с предыдущей гласной. Например: ὲ-ω-ρα-κά-μεν, ὲ-θε-α-σά-με-θα.

3. Две стоящие рядом гласные, не образующие дифтонг, разделяются. Например: έ-θε-α-σά-με-θα, Ή-σα-ΐ-ας.

4. Группа согласных, которые нельзя произнести вместе22, разделяется; первая согласная образует слог с предшествующей гласной. Например: ἒμ-προ-σθεν, ὰρ-χῆς.

5. Группа согласных, которые можно произнести вместе, образует слог со следующей гласной. Например: Χρι-στός, γρα-φή. К этой категории относятся группы с μ и ν в качестве второй согласной. Например: ἒ-θνε-σιν, πνεῦ-μα.

6. Удвоенные согласные23 разделяются. Например: ά-παγ-γέλ-λο-μεν, παρ-ρη-σί-α.

7. Составные слова24 разделяются в месте соединения. Например: ὰντι-χριστός, ὲκ-βάλλω.

Подведение итогов

1. Точка над строкой – это греческая точка с запятой, а русская точка с запятой – это греческий знак вопроса.

2. Существует три вида ударений. Вам необязательно знать, как ударение оказалось там, где оказалось, но обращайте на него внимание, произнося слово.

3. Русское и греческое разбиение на слоги похожи. Слушайте, как ваш преподаватель произносит слова, и всё получится автоматически.

Лексический минимум

Одной из самых утомительных составляющих изучения языка является заучивание наизусть, особенно заучивание слов. Тем не менее, знание слов – необходимый элемент, если вы хотите наслаждаться языком. Если каждое слово придётся искать в словаре, язык потеряет своё очарование. Поскольку вы изучаете библейский греческий язык, число слов ограничено, и имеют место любопытные статистические факты.

В Новом Завете 5 423 разных слова. В сумме они встречаются 138 167 раз25. Но всего 313 слов (5,8% от общего числа) встречаются 50 и более раз. По некоторым причинам мы изучим также шесть слов, встречающихся менее 50 раз. Эти 319 слов в сумме встречаются 110 425 раз, или в 79,92% случаев. Это почти 4 слова из 526. Например, καί («и») встречается 9161 раз. Выучив одно это слово, вы будете знать 6,6% слов Нового Завета.

Суть в том, что хорошо выучив 319 слов, вы сможете читать значительную часть Нового Завета. Думаю, что в начале пути не очень уместно учить больше, пока вы действительно не полюбите это занятие. Сейчас лучше потратить время на чтение Библии и изучение грамматики. 319 слов – это немного. Большинство начальных учебников других языков содержат около 2000 слов.

Чтобы вас ободрить, при изучении слов в скобках указывается, сколько раз встречается представленное слово в Новом Завете, а в конце главы сообщается, какой процент из 138167 слов вы уже знаете.

В данной главе, в основном, перечислены греческие слова, заимствованные русским языком27. Видеть родство между языками иногда полезно. Некоторые из заимствованных слов не встречаются в повседневной речи, но знать об их существовании всё же полезно.

Большинство заимствованных слов было найдено с помощью словаря Эрнеста Клейна (Ernest Klein, Etymological Dictionary), а также пособия Брюса Мецгера (Bruce Metzger, Lexical Aids).

Но помните: никогда не определяйте значение греческого слова на основании значения производного русского слова. Русский язык развился гораздо позже, так что он не оказывал влияния на греческий. Найдите как можно больше слов, произошедших от перечисленных ниже. Некоторые такие слова указаны в сносках.

Обратите внимание, что для каждого слова приведён не только перевод. Например, в отношении ἄγγελος написано: «ἄγγελος, -ου, ό». В настоящий момент не обращайте внимания на дополнительную информацию. Вы узнаете из следующих глав, что она означает.

Определения, данные словам, в лучшем случае, являются грубым приближением к значению слова. В любых двух языках очень редко встречаются совершенно одинаковые по значению слова, если это вообще случается. Перечисление нескольких переводов является попыткой отразить диапазон значений греческого слова.


ἄγγελος, -ου, ό посланник, вестник; ангел (175)
ὰμήν аминь, истинно, да будет так (129)
ἄνθρωπος, -ου, ό человек; мужчина (550)28
ὰπόστολος, -ου, ό посланник; апостол (80)
Γαλιλαία, -ας, ή Галилея (61)
γραφή, -ής, ή писание, Писание (50)29
δόξα, -ης, ή слава (166)30
ὲγώ я (1718)31
ἒσχατος, -η, -ον последний (52)32
ζωή, -ῆς, ή жизнь (135)33
θεός, -οῦ, ό Бог, бог (1317)34
καί и; даже; а именно (9018)
καρδία, -ας, ή сердце (156)35
κόσμος, -ου, ό мир (186)36 В смысле вселенной или человечества.
λόγος, -ου, ό слово; речь; утверждение; отчет (330)37
πνεῦμα, -ατος, τό дух, Дух; дыхание; ветер (379)38 Под «Духом» понимается Святой Дух.
προφῆτης, ου, о пророк (144)
σάββατον, -ου, τό суббота; неделя (68).Слово σάββατον часто стоит во множественном числе, но при этом может переводиться как слово в единственном числе.
φωνή, -ῆς, звук, шум; голос (139)39
Χριστός, -οῦ, ό Христос, Мессия, Помазанник (529). В Ветхом Завете и ранних книгах Нового Завета слово χριστός – титул, но на протяжении книги Деяний оно становится столь тесно связанным с Иисусом, что, фактически, оказывается именем собственным, и потому должно писаться с прописной буквы.

Профессор: Что если ваш преподаватель женщина? Греческое слово «она» – αὺτή. Похоже на αὺτός, не правда ли? Изменились только последние две буквы. Если ваш преподаватель женщина, укажите на нее и скажите по-гречески: «Она мой преподаватель».

Имена собственные учить несложно.


’Αβραάμ, о Авраам (73)
Δαυίδ, ό Давид(59)
Παῦλος, -ου, ό Павел (158)
Πέτρος, -ου, ό Петр (156)
Πιλᾶτος, -ου, ό Пилат (55)
Σίμων, -ωνος, ό Симон (75)


Суммарное количество слов в Новом Завете 138167
Количество уже изученных слов 26
Суммарное количество слов из данной главы в Новом Завете 15958
Суммарное количество уже изученных слов в Новом Завете 15958
Процент уже изученных слов в Новом Завете 11,55%

Помните, что 11,55% предполагает перевод по памяти более, чем в среднем каждого десятого слова. Одно из десяти! Воодушевлены?

Дополнительные сведения

4.5. Основные правила расстановки ударений. Если вы хотите знать правила, они приведены ниже40:

1. Острое ударение (´) может падать только на один из трех последних слогов.

– ὰκηκόαμεν

– λόγου

– αὺτός

2. Облечённое ударение (῀) может падать только на один из двух последних слогов и всегда приходится на долгий гласный звук. Гласные η и ω всегда долгие, ᾳ всегда долгая, α, ι, υ могут быть долгими или краткими.

– πλανῶμεν

– ὰρχῆς

3. Тупое ударение (`) появляется в словах, которые обычно имеют острое ударение на последнем слоге. Если после слова не стоит знак препинания, острое ударение превращается в тупое.

– καὶ

Другими словами, когда ударение падало на последний слог, греки всегда понижали голос в конце слова, но повышали его, если слово оказывалось в конце предложения или в конце придаточного предложения.

4. Ударение у существительных имеет тенденцию оставаться на одном слоге. Это называют устойчивым ударением. Ударение у глаголов имеет тенденцию сдвигаться к началу слова настолько, насколько это возможно. Это называют отступающим ударением.

4.6. Ниже приведены ещё несколько греческих слов. Какие русские слова произошли от них? Вам не нужно запоминать данные греческие слова прямо сейчас.


άμαρτία грех
ἀρχή начало; правитель
γυνή женщина; жена
ἒθνος народ; язычники
εύαγγέλιον благая весть; евангелие
θρόνος престол; трон
’Ιησοῦς Иисус
’Ισραήλ Израиль
μέγας большой, огромный
μήτηρ мать
Μωϋσῆς Моисей
νεκρός мертвый
ὀφθαλμός глаз
πατήρ отец
πόλις город
πρεσβύτερος старец; старейшина
πῦρ огонь
σάρξ плоть
σῶμα тело
τόπος место
Φαρισαῖος фарисей
φοβέω боюсь
χρόνος время
ψυχή душа; жизнь; личность

Профессор: Итак, вы можете назвать вашего учителя. Но что вы скажем о себе?

γ –«я»

– εμί – «есть» (глагол–связка)

– μαθητής – «ученик»

– μαθήτρια – «ученица»

Скажите учителю, что вы ученик: εγ είμι μαθητής.

Приведённую выше фразу можно сделать более личной.

– ατο – «его»

– ατς – «её»

Определения «его» или «её» ставятся после определяемого слова μαθητής, как и в случае μου.

Теперь вы можете сказать: «Я его ученик» или «Я её ученик».

* * *

18

В греческом языке вопросительное предложение может не отличаться по форме от повествовательного. Знаки препинания и контекст – единственные подсказки.

19

Предлоги обсуждаются в 8-й главе.

20

В русском языке мы используем динамическое ударение. Это означает, что мы произносим ударный слог с большей силой. Но в классическом греческом языке ударение было тоновым, а не динамическим. Тон голоса немного повышался или понижался при произнесении ударного слога. Во времена койне ударение, возможно, было динамическим. Однако в современном греческом языке ударение тоновое, и некоторые учёные утверждают, что оно всегда было таковым.

Существует интересная история о племени каннибалов, убивших две первые миссионерские семьи, приехавшие к ним. Миссионеры пытались выучить их язык, но не могли. Третья мужественная семья вначале испытывала те же самые проблемы с языком, что и первые две, пока жена, которая изучала в колледже музыку, не заметила, что в племени используется система тоновых ударений, важных для понимания речи. Когда они осознали, что ударения тоновые, а не динамические, они смогли выучить язык и, в конце концов, перевели на этот музыкально настроенный язык Библию. К счастью для нас, хотя греческие ударения были первоначально тоновыми, они не настолько уж и важны при изучении языка, и нас не убьют, если мы допустим ошибку.

21

Группа согласных – это две или более согласные подряд.

22

Один из способов определить, могут ли согласные в данной группе быть произнесены вместе – это посмотреть, начинается ли с этих согласных какое-либо слово. Например, мы знаем, что согласные в группе στ могут быть произнесены вместе, потому что существует слово σιαυρόω. Хотя словарь может и не показать все возможные группы, он покажет большую их часть.

23

Удвоенные согласные – это две стоящие рядом одинаковые согласные.

24

Составные слова – это слова, образованные из двух различных слов. Конечно, сейчас вы не можете сказать, какие слова являются составными, потому вы не знаете ни одного слова.

25

Все статистические данные получены с помощью программы Accordance.

26

Вам также придётся заучивать некоторые особые формы слов. Если после слова в лексическом минимуме не указана частота употребления, данное слово не использовалось при проведении указанных подсчётов.

27

Многие греческие слова пришли к нам через Византию. Их произношение ближе к средневековому варианту языка, чем к классическому. В частности, β обычно превращается в «в», ζ – «з», θ – «ф», η, υ, ει, οι, υι – «и», αι – «э», αυ – «ав». – Прим. перев.

28

Антропология – наука о человеке (см. λόγος ниже).

29

Автограф – написание собственного (αυτός) имени.

30

Доксология – славословие.

31

Эго – в психологии часть личности, которая осознается как «я».

32

Эсхатология – учение о последних временах.

33

Зоология – изучение жизни животных.

34

Теология – учение о Боге.

35

Кардиология – область медицины, занимающаяся сердцем.

36

Космология – изучение вселенной.

37

Данное слово имеет широкий диапазон значений. Оно может обозначать сказанное, или оно может употребляться философски/богословски для описания «Слова» (Ин.1:1–18). Как вы могли заметить из приведенных выше примеров, λόγος (или форма женского рода λογία) часто используется в составных словах в значении «изучение» чего-либо.

38

Пневматология – учение о Святом Духе.

39

Двойное значение φωνή («шум» и «голос») наряду с двойным значением πνεῦνα («ветер» и «дух») создают игру слов в Ин. 3:8: «Ветер (πνεῦνα) дует, где хочет, и шум (φωνή) его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рождённым от Духа (πνεῦνα)».

Мегафон – усилитель голоса (μέγας – «большой»).

40

Если вы желаете изучить все правила, см. Mounce. Morphology of Biblical Greek.


Источник: Основы библейского греческого языка : Базовый курс грамматики / Уильям Д. Маунс ; [Пер. с англ. И.А. Кумпяк, П.Б. Тогобицкий]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2011. - 471 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle