издательство П.П. Сойкина

Источник

Библиотека

Библиотека – собрание книг, принадлежащее отдельным лицам или общественным учреждениям; также – учреждение, гд е сохраняются собрания книг. Древнейшей библиотекой считается библиотека египетского царя Осиманзиоса, которая находилась, по мнению одних, – в Мемнониуме, по мнению же других – в Рамезиуме в Мемфисе. Знаменитейшей египетской библиотекой была Александрийская. Древнейшей Б. богословского характера было собрание священных книг у евреев. Начало ему положил Моисей, а затем оно еще пополнялось (Второз. 31, 26; 1Цар. 10, 25). Ту же роль играли архивы, которые появились у евреев с раннего времени. С распространением христианства появляются библиотеки богословские при церквах и особенно монастырях, где сосредоточивались большие книжные сокровища. Древнейшей из известных христианских библиотек считают Иерусалимскую, основанную в III веке. Константинопольская Б., основанная Константином Великим, одно время довела свои книжные богатства до 120.000 томов, но была уничтожена пожаром, от которого уже не могла вполне оправиться. В эпоху переселения народов многие драгоценные книжные собрания погибли. В средние века на Западе особенно деятельно собирали библиотеки некоторые монашеские ордена, особенно бенедиктинцы. Римские папы, особенно Николай V и Сикст IV, также много заботились об увеличении книжных сокровищ. До изобретения книгопеч., составление библ. затруднялось ограниченностью экземпл. появлявшихся рукописных книг. Особенно вредно это отзывалось на общедоступности библиотек, так как опасение за целость книг, которых невозможно было снова приобресть, заставляло ограничивать круг посетителей библиотек только избранными. С изобретением книгопечатания рост библиотек ускорился, при чем они начали становиться все более и более общедоступными. В настоящее время на западе богатейшими библиотеками считаются: Национальная Библиотека в Париже (около 2-х миллионов томов и 100.000 рукописей), Британский Музей в Лондоне (1⅓ миллиона книг и 50.000 рукописей), Императорская Б. в Берлине (около 800.000 томов и 24.000 рукописей) и Мюнхенская (приблизительно, то же количество томов). Хотя эти библиотеки и не имеют специально-богословского характера, однако они не мало могут дать богослову интересного, особенно своим богатым рукописным материалом. Что касается специально-богословских библиотек, то самая замечательная из них Ватиканская, состоящая, приблизительно из 220 тысяч томов и 26 тысяч рукописей, в том числе знаменитый кодекс Библии, относящейся к IV веку. В России первые библиотеки по составу книг носили церковный характер и устраивались, обыкновенно, при церквах и монастырях. Так, первая русская библиотека была основана кн. Ярославом при церкви св. Софии в Киеве; большая библиотека была у Киево-Печерской обители. В Руси Московской монастырские и церковные библиотеки также играли важную роль. В XVI веке появляются даже «описи» этих книг. Однако, выяснить состав этих библиотек трудно, в виду его неустойчивости. Книжные богатства часто переходили от монастыря к монастырю, от одной церкви к другой, иногда путем обмена, иногда и иными способами. Много книг пропадало, так как их вполне свободно и без всякого обеспечения – залога раздавали всем желающим для чтения и списывания. Из московских библютек самыми богатыми были митрополичья и царская, состоявшая, по преимуществу, из книг духовного содержания. В XVII веке появляются крупные библиотеки и в частных руках, как напр., у Симеона Полоцкого, св. Дмитрия Ростовского, Сильвестра Медведева и др. Появляются и библиотеки более светского характера. Особенно много появляется таких библиотек после Петровской реформы. Таковы библиотеки: Татищева, гр. Бутурлина, Разумовских, Мусина-Пушкина, кн. Щербатова. С начала XIX века правительство берет на себя заботу о сохранении книжных сокровищ. К этому времени относится основание богатейшей в России Императорской Публичной Библиотеки в Петербурге, существующей с 1814 года. В основу её была положена библиотека Залусских, привезенная в Петербург из Варшавы после взятия её русскими войсками в 1794 году, и собрание редких книг при Императорском Эрмитаже. Затем, в нее доставлялись и доставляются сейчас все выходящие в России книги (в 2-х экз.); независимо от этого из-за границы приобретается большое количество иностранных книг, по мере их выхода; книги, уже распроданные, приобретаются у антикварев. Книжные богатства Публичной Библиотеки в точности не учтены; приблизительно их определяюсь в 1.300.000 томов и рукописей. Отдел богословской литературы, как русской, так и иностранной, в Публичн. Б. очень богат. В числе рукописей находится знаменитый кодекс Библии, найденный в одном из Синайских монастырей Тиниендорфом и относящийся к IV веку, т. н. кодекс «Алеф» (евр. А), кодекс Нового Завета VI века и др. Библиотека Румянцевского Музея возникла из собрания книг гр. Румянцева, перешедшего к правительству в 1827 году и перевезенного в Москву в 1861 году. Кроме того, в состав её вошли собрания многих других частных лиц. В настоящее время Р. Б. насчитываем около 300.000 томов. Особенно ценен в этой Б. отдел рукописей. Библиотека Академии Наук имеет в основе собрание книг, захваченное в 1714 г. в Курляндии. Библиотека состоит из 2 отделов: русского и иностранного. Отдел русских богословских книг очень богат, так как в  б. поступают все выходящие в России книги. Что касается иностранных богословских книг, то их сравнительно мало. В состав Б. вошли, между прочим, собрания Феофана Прокоповича и Татищева. Много материалов, преимущественно церковно-исторических, находится в библиотеках Университетов, а также частных лиц (напр. гр. Уварова). Что касается прямых наследии ков древне-русских книжных собраний – библиотек монастырских и церковных, то в настоящее время они не отличаются богатством, отчасти вследствие гибели многих книжных сокровищ, отчасти вследствие того, что многие из исторических документов перешли в друие руки. Так, некоторые библиотеки почти в полном составе переданы духовно-учебным заведениям; из других отдельные рукописи затребованы в Синод. Поэтому, в настоящее время по богатству рукописного и старопечатного материала нужно поставить на первом плане не эти библиотеки, а Московскую Синодальную и Типографскую Библиотеки, а также библиотеки духовно-учебных заведений. Синодальная Московская Б., имеющая в основе своей «митрополичью» б., состоит в настоящее время из одних рукописей и различных грамот. В состав этой библиотеки вошли собрания: митр. сарского Павла, Епифания Славинецкого, Сильвестра Медведева, св. Димитрия Ростовского и др. Наименование Синодальной Б. получила в 1721 году. Московская Типографская Б. возникла из рукописных подлинииков Московской типографий и старопечатных книг. Время её основания, повидимому, относится к царствованию Иоанна Грозного, когда была устроена типография; но в смутное время б. пострадала. Особенно усердно пополнялась она в эпоху исправления церковно-богослужебных книг. С 1786 года делались попытки упразднения этой Б., но она существует и до сих пор в составе 3-х отделов: рукописей, старопечатных и иностранных книг. Библиотеки духовных академии многие сокровища получили из монастырей. Большую роль в их обогащении сыграли также частные пожертвования, (особенно местных епархиальных архиереев и профессоров), тем более, что первое время на пополнение б. средств не отпускалось. В настоящее время Б. Петербургской Академии состоит из 80.000 названий (приблизительно) печатных книг (свыние 150.000 томов) и 4.116 рукописей; Большой Московской Академии – почти из 100.000 названий и 1.500 рукописей; Б. Киевской Академии – более, чем из 300.000 названий (свыние 100.000 томов) и 937 рукописей; Б. Казанской Академии – приблизительно из 30.000 названий книг и рукописей. В состав её, между прочим, вошла большая часть библиотеки Соловецкого монастыря. (1513 рукоп. и 83 старопеч. книги). Библиотеки духовных семинарий обязаны своими богатствами местным епископам. Вообще, их богатства незначительны, и научное значение многих невелико. Поэтому, некоторые из них приближаются по типу к библиотекам образовательно-просветительного характера, к числу которых принадлежат: Б. братств; епархиальные и др. Следует отметить также б. при церквах (31.250) и церковно-приходских школах свыше 10 тыс.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle