издательство П.П. Сойкина

Источник

Богословский

Богословский Библиографический Листок – журнал выходит при «Рук. для сельск. паст.» и заключает обзор появляющихся в свет сочинений богословского характера.

Богословский Вестник – духовный журнал, издаваемый при московской духовной академии с 1892 вместо прежнего академического журнала «Творения свв. отцов в русском переводе» с «прибавлениями». Этот последний журнал, с прекращением в 1884 году субсидии от митрополита, оказался в очень затруднительном положении, так что к 1892 г. ему предстояло окончить свое существование вследствие незначительности числа подписчиков. Тогда-то, по инициативе Нового ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого), поддержанной тогдашним митрополитом московским Иоанникием, и с разрешения св. Синода, было предпринято преобразование этого журнала и т. о. явился «Богословский Вестник».

Богословский, Михаил Иванович – профессор казанской духовной академии по кафедре Св. Писания Нового Завета, доктор богословия; род. в Тамбовской губернии, окончил курс казанской духовной академии в 1870 году; в 1871 году утвержден в степени магистра и в том же году избран доцентом по кафедре Св. Писания Нового Завета, а в 1886 г. получил звание экстра-ординарного профессора. В 1895 г. утвержден в степени доктора богословия за сочинение «Детство Господа Нашего Иисуса Христа и его Предтечи по Евангeлиям Св. апостолов Матвея и Луки». Проф. Богословскому принадлежат несколько статей, как то: «О двух гносеологиях Иисуса Христа»; «Идея царства Божия в Ветхом и Новом Завете»; «Толкование блаж. Феофилакта на послания к Галатам, Ефессеям, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам, Тимофею, Титу и Филимону в русском переводе» и др.

Богословский, Михаил Измайлович, протопресвитер; родился в 1807 г.; в 1831 г, окончил петербургскую духовную академии со степенью магистра. В 1883 г. принял священный сан и был назначен баккалавром академии по кафедре греческого языка; в 1840 г. назначен профессором богословия; в 1865 г. назначен главным священником армии и флота. В 1871 году назначен протоиереем московского архангельского собора, а в 1879 – протопресвитером большого Успенского собора и членом московской cинодальной конторы, † 9 января 1884 года. Известен как духовный писатель. Из его сочинений известны следующие: «Священная Исторя» Ветхого и Нового Завета, за которую он получил степень доктора богословия; «Курс общего церковного права» М. 1885; «Обличительный характер Евангелия св. Иоанна Богослова» и др. Кроме того, протоиерей Богословский принимал близкое участие в переводе книг Св. Писания Ветхого Завета.

Богословский общежительный мужской монастырь; находится при селе Окаемове или Пощурнове Рязанского уезда, той же губ., в 25 в. от г. Рязани. Кем и когда основан монастырь – в точности неизвестно, но предполагают, что он существовал еще в XIV в., когда ему был подарен князем рязанским образ св. Иоанна Богослова, присланный патриархом иepyсалимским. Благодаря нападениям кочевников, монастырь к концу XVII в. окончательно запустел и был восстановлен только во 2-й половине XIX века. Храмов в монастыре два; в соборном находится икона св. Иоанна Богослова, прославившаяся многими чудесами. В монастырской ризнице хранится много старинных книг, грамот, священных и богослужебных предметов. Вне ограды находится странноприимный дом и две гостинницы для богомольцев. Управляет монастырем архимандрит.

Богослужебные книги

Богослужебные книги – книги, по которым отправляется богослужение. Они разделяются на нотные и простае. Последния подразделяются на книги, излагающие: а) порядок служб общественных, б) частных,  в) тех и других вместе. К книгам первого рода относятся: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея, Месячная и Общая, Прздничная, Триодь Постная и Цветная, Ирмологий и Типикон; к книгам второго рода – Требник Большой и Малый, Последование молебных пений, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви, Чин действия, каким образом совершается Высочайшее Его Императорского Величества коронование по церковному чинопоследованию, Правильник, Акафистник, Канонник, Месяцеслов и Молитвослов; к книгам третьего рода – Евангелие, Апостол, Псалтирь, Псалтирь с восследованием и Псалтирь малая. Многочисленность богослужебных книг проистекает вследствие изменчивости одних и тех же служб в отдельных молитвословиях в зависимости от дней недели и чисел, вследствие чего их невозможно изложить в одной книге. Поэтому молитвословия каждой службы помещаются в разных книгах: в одних излагаются молитвословия неизменяемые, в других изменяемые. О каждой из выншеупомянутых книг см. в соответствующем месте.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle