издательство П.П. Сойкина

Источник

Богословие

Богословие. Слово «Богословие», заимстованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей церкви «Богословие» в этимологическом отношении означало: слово о Боге, слово от Бога, а у иных – слово к Богу. Употреблялось же оно в разные времена не в одинаково широком значении. Усвоив это слово от древних греков (классические писатели обозначали, этим словом первоначально мифологическое учение о богах, а со времени Аристотеля – и философское учение о Божестве, теологами же называли древних поэтов – Гомера, Гезиода, Орфея, сложивших поэмы о богах и составивших образцы молитвенных гимнов), учители церкви на первых порах называли так лишь Св. Писание, ибо оно есть слово о Боге и от Бога; Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом именем «Богословия» стали называть, кроме Св. Писания, и всякое учение об истинах христанских, и в этом значении оно иногда употреблялось обширнее – в приложении к учению о Боге и богопочтении вообще; иногда теснее – в приложении к учению о Пресвятой Троице, в каком смысле назван богословом св. Григорий, арх. Константинопольский; иногда еще теснее в приложении к учению собственно о Боге Слове, в каковом смысле назван богословом св. апостол Иоанн. Наконец, уже в XII веке под именем Богословия стали разуметь в школах систематическое и учебное изложение всех христианских истин о Боге и богопочтении. Первый употребил в этом значении слово «Богословие» схоластический богослов Петр Абеляр (1079 – 1142). В настоящее время под именем Богословия разумеется вся совокупность наук, имеющих своим предметом Бога, как Он открыл Себя в христианской религии, и божественное домостроительство в обширнейшем смысле, иначе – весь состав наук о христианской религии. Содержание частных богословских наук теперь обозначается теми эпитетами или прилагательными, которые присоединяются к слову Богословие, или другими специальными названиями. Таковы: Догматическое Богословие, Нравственное, Обличительное или Сравнительное, Пастырское, Основное. О них см. в соотв. местах.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle