Отлучение
Отлучение – налагается с давних пор на членов какого-либо религиозного союза, нарушивших законы этого союза. Таково О. Алкивиада, по рассказу Плутарха, Юлия Цезаря у галлов и др. О. у евреев, известное под именем «cherem», отлича-лось суровым пожеланием отлученному полной гибели, Оно делилось на nesifa, тоесть выговор, «nidiu, chamta», то есть малое Откровение и «cherem, peticha» большое отлучение. По первому наказание – 30-дневное безвыходное пребывание в доме, по второму – запрещение 30 дней или больше стричь волосы и носить сандалии и по третьему – лишение всех гражданских прав, каковы право: участия в общественных и религиозных собраниях, пирах, работах, школах и т. п. И даже могилу его забрасывали камнями. О. христианской церкви основывается на словах X.: преслушавший церковь, да будет «яко язычник и мытарь». С ним, как говорит ап. Павел, не следует находиться в каком-либо общении. От. подлежат (1Кор. 5, 11) блудники, пьяницы, лихоимцы, хищники, идолослужители, злоречивые, а также ворующие елей или воск церковный (72-е правило апостольское). Отлученный лишался таинств, вычеркивался из диптихов, но ему оставлялись все гражданские права. Постепенно в то время, как церковь подпадает под светскую власть императоров и О. за такие преступления, как ересь, раскол, прелюбодеяние, волхвование и т. п. становится гражданским наказанием, а церковь заменяет О. публичным покаянием. Древняя церковь в делах О. руководствовалась следующими христиански-гуманными принципами, утвержденными апостольскими постановлениями и вселенскими соборами, а именно, что О. должно применяться с осторожностью, когда на лицо явный и несомненно доказанный грех, что О. действовало лишь до той поры, пока грешник не раскаивался и, что объектом О. является только виновный, а не его близкие, родные и т. д. Папы же в борьбе переходили границы и доходили до О. целой поместной церкви (папа Викторий и карфагенск. церковь) или умерших, безвредных людей (напр., Оригена, Феодора Монсуэтского). С 1852 г. в византийской церкви духовенство имеет право отлучать лишь монахов и, вообще, духовных
лиц; для О. светских необходимо согласие светской власти. На Западе О., хотя и производится епископом или лицом духовного звания какого угодно чина, но является актом религиозным, а не юридическим, причем епископу принадлежит право торжественного отлучения – excomucatio major solemnis, а всем низшим санам – простого или ехс. major simplex. В средние века, наказанные О. лишались права общения с верными и дееспособности гражданской в небольших размерах. Ныне великое отлучение из католической церкви не применяется, хотя и существует; действует же лишь малое О. В лютеранской церкви великое О. совсем запрещено и консисториям предоставлено исключительно право малого О., т. е. лишения причащения, восприемничества, венчания. У протестантов не практикуется вовсе О. Русская церковь сначала допускала О. за «преобидение церкви Божией». Позже светская власть монополизировала это право; так, О. налагалось за преступления противоправительственные, напр., Гришка Отрепьев, Пугачев, с Петра полагалось – за нарушение закона о престолонаследии. О. со времен митрополита Иоанна подвергались идолопоклонники, полигамисты, кровосмесители; а с митрополита Кирилла поклонники бесовских обычаев, пляски, свистания и т. п. Начиная с патриарших времен, русская церковь допускает домовное О., т. е. распространяющееся на целый дом, семью и иногда весь приход. В «духовном регламенте» установлено, что великое О. или анафема полагается за публичное богохуление или поношение церкви, Св. Писания, таинств, причем О. распространялось печатно или письменно во всех церквах для обезврежения верных от хитрости нераскаявшегося преступника, С последним, если он не раскаивался, допускалось поступать, как с «шельмой» и только убийство его было наказуемо, ибо «подвергнутый анафеме подобен есть убиенному». Домовное О. Петр в особом указе запретил, а малое часто применялось священниками без донесения даже Синоду. Ныне действующее законо-дательство допускает принципиально личное церковное О. и, согласно 83 и 371 ст, устава гражданск. судопроизвод., запрещается отлученным быть свидетелями, вообще, а, согласно 95 и 706 ст. уголов. судопроизвод., свидетелями под присягой.
