Певчие.
Певчие. При каждой епископской кафедре и при каждом соборном или приходском храме всегда церковь имела особых П., принадлежавших к сословию церковнослужителей и зависевших от иерархической власти. С XV в. до начала XVIII в. были особые отдельные хоры П., состоявшие при особах царя и патриарха – так наз. государевы II. дьяки и патриаршие П. дьяки. Численный состав их при патр. Филарете доходил до 29 человек, а при последних патриархах их было уже 50. Все они знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный или столповый распев, а так же большое и малое демественное пение, трехстрочное пение, а со 2-ой половины XVII в. – греческий, большой и малый, распев. При патриаршем служении П. дьяки облачались в стихари золотые, серебряные, белые или черные. Одежда обыкновенная ничем не отличалась от одежды современных диаконов. Сукна, которыми новопоставляемый во еп., покрывал некоторые места в соборе, оставались в пользу дьяков. Они жили в патр. слободах; когда они были отобраны в 1670 г., патр. купил землю для певческих дворов; все съестные припасы для них отпускались с житного патр. двора; из патр. казны им выдавалась и денежное жалованье (в 1698 г. 309 р. 50 к. на 50 челов.). Кроме того они получали деньги славленные, служебные, пошлинные, милостынные или наградные; поставляемый в диакона платил им 54 к., во свящ. – 91 К. П. дьяки имели права монастырских казначеев, а под-дьяки – права старцев всех мон. В конце XVII в. в Москве было не мало и частных хоров. Около полов. XVIII в. были установлены штаты П. хоров; в каждом штате полагался уставщик и 3 станицы певчих; число П. в каждом штате зависело от иерархической важности еписк., мон. и соборов. Рассадником П. и образованных регентов служит придв. певч. капелла и синод. уч. пен. в Москве.