издательство П.П. Сойкина

Источник

Пение.

Пение. Пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисее и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца Предтечева и Богородицы. Освященный примером И. Христа и апостолов обычай пения утвердился у христиан. Сперва христиане пели только псалмы, и напев у них был самый безыскусственный. Когда же еретики, напр. Вардесан, Павел Самосатский, Арий и др. стали своими искусственными песнопениями увлекать православных в свою ересь, тогда стали излагать и св. отцы церкви в песнопениях прав. догматы. Так поступ. св. Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Амвросий медиоланский и др. Временем процветания церк. песнопения должны считаться века 6, 7, 8 и 9, когда прославились: Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский, Иосиф песнописец, Феодор и Феофан Начертанные и др. Иоанн Дамаскин расположил церковные песнопения по 8-ми. гласам греческой музыки. В России пение сперва также было простое, искусственное пение началось с Ярослава, когда пришли в Киев три певца из хора византийских придворных певцов (демественников). Искусственное, но не особенно изящное пение стало вводиться в 16-м веке, из подражания напевам, которые вводил Иоанн Грозный при службах в селе Александровском. Древнее пение, постепенно искажавшееся, сохранилось у старообрядцев. Исправление древнего пения, не без влияния итальянской музыки, началось со времен Екатерины 2-й; возвращение к древнему, строго православному пению начинается ныне.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle