издательство П.П. Сойкина

Источник

Сарра

Сарра (Сара) – супруга патриарха Авраама, мать Исаака. По Иерониму С была дочь отца Авраама, только от другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принймает ее за одно лицо с Есхой, дочерью старшего брата Авраама, Аррака (Быт. II, 29). Подтверждение первого мнения видят в словах самого Авраама (Быт. 20, 12). С. обладала красивой внешностью и во время ее пребывания с мужем в Египте она была взята ко двору фараона, но спасена Богом (Быт. 12). Думая, что в ней причина ее бесчадия, С. убедила Авраама войти к ее служанке Агари, чтобы иметь от нее детей, но Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве относится к нему и к жене его Сарре, в знак чего Он переменяет их имена (по объяснению Иеронима Сара значит «госпожа или владычица моя», а Сарра – «владычица вообще», т. е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; вместе с тем учреждается обряд обрезания (Быт. гл. 17). После истребления городов Содома и Гоморры, Авраам временно поселился в Гераре. Здесь С. уже беременная была спасена Богом от новой опасности (Быт. 20). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там была погребена Авраамом в купленной им пещере, на поле Ефрона Хаттеенина, при Махпеле, против Мамре (Быт. 23). В лице С. апостол Петр видит образ истинной женской красоты и величия, состоящих «не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так, С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Петр. 3,1–6). Пророк Исаия видит в Аврааме и С. прообразы ожидаемого дела спасения и как С., после долгого неплодия, родила Исаака, так Сион, после долгого запустения, будет иметь радость и веселие Множества детей вокруг себя. Но выше восстановления Израиля будущее великое дело: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаии 51, 2; 64, и сл.). Апостол Павел видит в С. великую Матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу; – прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. 4, 22–31). С. вспоминается православною церковью в неделю праотец.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle