издательство П.П. Сойкина

Источник

Сатисфакция

Сатисфакция – «удовлетворение» Богу – представляет собою составную часть в римской церкви таинства покаяния. В более же широком смысле С. является как необходимое следствие учения р.-к. церкви о том, что, независимо от усвоения благодати искупления, всякий грех человека, в зависимости от степени виновности, должен быть отмщен человеку на нем самом, так как, хотя страдания и смерть Спасителя освободили человечество от вечных наказаний, но и при отпущении людям греха на них остается еще некоторый долг, для покрытия которого необходимо претерпеть временные наказания или принести Богу собственный выкуп, который и называется С. или удовлетворением. Несчастия и горе, которые нам приходится претерпевать являются, по учению р.-к. церкви возмездием за наши грехи. Если же земные скорби ниже наших грехов, то искупление их совершается в чистилище. Точно также смотрит р.-к. церковь и на епитимии, придавая им картельный характер, что противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, по которым епитимии имеют вид исправления, врачевания. Проявление такого взгляда выразилось в введении института инквизиции. Наконец, в согласии с этим взглядом на необходимость покрытия греха, установилось в римско-кат. церкви отношение к подвигу, добрым делам и самосовершенствованию. Добродетели придается служебный характер, как акта самонаказания за грехи, и христианские подвиги превращаются в рабский труд, выполняемый под влиянием страха. Так как подвиги благочестия должны соответствовать количественно совершенным грехам, то в помощь возникла мысль об сверхдолжных заслугах (индульгенции), сокровищница которых находится в распоряжении папы и которые между верующими кроме папы никто не имеет права распределять. При системе индульгенций недостаток добрых дел, нужных для покрытия греха, пополняется излишком удовлетворений, доставленных святыми. В своем настоящем виде теория С. утвердилась в католической церкви со времен тридентского собора, но начатки ее встречались уже в творениях Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана, Амвросия Медиоланского и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle